Лего-конструирование как средство развития творческой личности у дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36»
Познавательно-творческий проект
«Страна Лего»
Воспитатель: Тихонова И.С.
высшей кв. категории
Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Образовательные области: «Художественно — эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Актуальность
Мы живем в период высоких технологий. Поэтому нужно развивать личность ребенка, его познавательные способности. ЛЕГО — педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО — технология актуальна, т.к. стимулирует практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивает свободу экспериментирования, развивает воображение и навыки общения, помогает жить в мире фантазий, способность к интерпретации и самовыражению.
Цель проекта: Развитие конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора ЛЕГО.
Гипотеза:
Если в игре Лего-конструкторы у детей будут проявляться и развиваться разные стороны личности ребенка, удовлетворяться многие интеллектуальные и эмоциональные потребности -это позволит разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированию коммуникативных навыков, что положительно повлияет на социальное здоровье дошкольника.
Задачи:
1.Развивать у дошкольников интерес к конструированию,
2.Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
3.Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
4.Развивать мелкую моторику, память, внимание
5.Закреплять знания детей об окружающем мире.
6.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
Ожидаемые результаты:
— Обогатятся и систематизируются знания детей о конструкторе — ЛЕГО
Дети научатся:
— различать и называть детали конструктора;
— конструировать по условиям; по образцу, чертежу, заданной схеме;
— самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
— сформируются: внимательность, творческие способности; конструкторские навыки и умения; эстетический вкус.
— станут участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из конструктора ЛЕГО, создавая коллективные постройки.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
— Изучение актуальности проекта. разработка проекта, сбор литературы.
— Подбор и рассматривание иллюстраций.
— Подбор элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
-Работа со специальной литературой, интернет ресурсами.
— Ознакомительная консультация родителей о проекте.
Основной этап:
Формы и методы используемые для реализации программы:
1. Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, Макеты из ЛЕГО, работа по инструкции; дидактические игры: «Найди такую же деталь», «Запомни расположение и выложи также», «Что изменилось?», «Кто быстрее построит», «Раскрась картинку», «Обведи по контуру»);
2. Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии);
3. Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий: изготовление макетов из ЛЕГО «Мой дом», «Детская площадка», «Наш парк»);
5. Индивидуальный метод (работа с детьми);
6.Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);
7.Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.);
7. Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
Заключительный: подведение итогов.
1.Оформление фотовыставок «Строим вместе с родителями».
2. Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
3. Конкурс «Поделки из ЛЕГО.
4. Презентация проекта.
Обеспечение:
Разнообразные конструкторы ЛЕГО.
Формы работы с родителями:
1. Мастер-класс «Попробуйте сделать как мы».
2. Консультация для родителей: «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».
3. Выставки детских LEGO – моделей.
4. Выставки домашнего LEGO – конструирования.
Используемая литература:
1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.
2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.
5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.
6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.
1. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
2. Фешина Е. В. «ЛЕГО конструирование в детском саду».
3. Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию»