Экологический проект в средней группе «Природа – наш общий дом!»

Экологический проект в средней группе
«Природа – наш общий дом!»

Подготовила: Воспитатель структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Волгутова Валентина Алексеевна 


Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: (долгосрочный) 1 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы,
родители воспитанников.
Актуальность темы: тема проекта выбрана нами не случайно, поскольку Земля — это наш общий дом, и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к природе, сохраняя все ее ценности и богатства. Мы считаем, что именно в дошкольном детстве формируется экологическая культура ребенка. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Цель проекта: сформировать у детей осознанное отношение к природе; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Организовать трудовую деятельность, имеющую экологически -ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений, формирования гуманного отношения к природе.
Задачи проекта:
Образовательные: Систематизировать знания об окружающем мире.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире.
Развивающие: Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Развивать детское творчество через продуктивную деятельность. Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;
создание условий, необходимых для реализации проекта;
обогащение предметно-развивающей среды;
сбор и анализ литературы по данной теме;
разработка плана реализации проекта;
подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, рисованию.
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Оценка эффективности проведенной работы, беседа о перспективах реализации данного проекта с педагогами, родителями. Презентация продуктов проектной деятельности.
Формы работы по реализации проекта:
— наблюдения и экологические экскурсии;
— создание презентаций, слайд шоу;
— познавательное чтение;
— конкурсы и викторины;
— продуктивная деятельность;
— лаборатория ( опыты и эксперименты);
— выпуск экологических папок- передвижек;
— экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия;
— эколого-познавательные праздники и развлечения;
-акции;
-беседы, НОД с детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
-Дети будут хорошо ориентироваться в мире растений, животных и птиц;
-Дети смогут участвовать в решении задач экологического значения в разных ситуациях;
-Сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения детей на природе;
-У детей появится стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
— Дети узнают много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; смогут правильно ухаживать за растениями в уголке природы, на участке детского сада.
— У родителей повысится уровень экологического сознания, сформируются знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Приложение:
1. Беседа на тему: «Что такое природа?»
2. Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».
3. ОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?»
4. ОД по художественно-эстетическому развитию «Берегите природу!»
5. Картотека подвижных игр, игр-забав, физкультминуток по теме проекта.
6. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
7. Картотека дидактических игр.
8. Картотека опытов и наблюдений
9. Стихотворения и загадки о природе.
10. Консультация для родителей «Учите детей любить природу».


Реализация проекта

Образовательная область
«Познавательное развитие»
Цель: Развитие у дошкольников познавательных интересов, повышение уровня интеллектуального развития через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и развитие познавательно- исследовательской деятельности.
НОД: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе», « Как звери готовятся к зиме?» и т.д.
Опытно-экспериментальная деятельность: « Солнечные часы», «Воздух и вода», «Круговорот воды в природе», «Способность воды отражать окружающие предметы», и т.д.
Познавательные сообщения и беседы: « Что такое природа?», «Осторожно тонкий лед», « О пользе деревьев» и т.д.
Экскурсии: экскурсии в парк культуры и отдыха «Осень золотая», экскурсия в музей «Под открытым небом» др.
Работа в книжном уголке: организация выставки детской художественной литературы по проблемам экологии.

Образовательная область
«Речевое развитие»
Цель: Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря дошкольников, развивать навыки связной речи, совершенствовать диалогическую форму речи, формировать интерес и потребность дошкольников в чтении книг.
  • Чтение и работа над произведениями современных авторов: А. Лопатина « Приключения маленькой капельки воды», «Сказки матушки Земли»; Н. Рыжова «Природа – наше богатство»; В. Чернякова « Письма из леса».
  • Составление и отгадывание загадок.
  • Составление описательных рассказов о животных, птицах, населяющих нашу планету.
  • Заучивание стихотворений о животных и птиц.


Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Продолжать формировать у детей положительное отношение к труду через развитие трудовой деятельности и воспитание бережного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам, продолжать формировать у дошкольников основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
Трудовая деятельность: ведение календаря природы в групповой комнате, поливка комнатных растений в зеленом уголке, посев семян овса для подкармливания птиц зимой.
Беседы: «Ядовитые грибы», « Как себя вести в природе» и т.д.

Образовательная область
«Художественно- эстетическое развитие»
Цель: Продолжать формировать у дошкольников интерес к эстетической стороне окружающей действительности, способствовать удовлетворению детской потребности в самовыражении.
  • Рисование и аппликация: « Птицы», « Жуки на цветочной клумбе», «Береги и люби родную природу!»
  • Лепка: « Бабочки», «Божья коровка», «Урожай».
  • Конкурс поделок: « Чудеса природы».
  • Конкурс чтецов.
  • Организация и проведение развлечений: « Береги свою планету».

Образовательная область
« Физическое развитие»
Цель: Формировать у детей интерес и ценностного отношения к занятиям физической культурой через воспитание потребности дошкольников в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Картотека игр-забав, подвижных игр, физкультминутки, пальчиковый гимнастики.

Реализация основных видов

деятельности по проекту «Природа- наш общий дом!»
— непосредственно-образовательной и опытно экспериментальной деятельности;
— проведение познавательных сообщений и бесед;
— работа в книжном уголке;
— проведение дидактических и подвижных игр;
— развитие продуктивной деятельности;
— чтение художественной литературы;
— организация различных видов труда;
— проведение работы с родителями.

Методическая литература:
  • Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» – М.: Мозайка – Синтез, 2010;
  • Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. — М: Просвещение, 1991;
  • Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» + CD / — СПб.: Детство-Пресс, 2001;
  • Гризик Т.И. «Познаю мир» — М.: Просвещение, 2007;
  • Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М.: Сфера 2003;
  • Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» — М.: Сфера, 2009;
  • Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М.: Сфера 2007;
  • Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии – М.: Карапуз-дидактика, 2008;
  • Синкевич В.В. — «Физкультура для малышей» М, Детство – пресс. 2002;
  • Горбунова Г.А. «Развитие экологической культуры дошкольников» // Дошкольная педагогика. М .:- 2005. — № 6. — С. 10-16.;
  • Константинова Т.В. «Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ» // Начальная школа: плюс до и после. — 2006. — № 1. — С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»;
  • Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. — С.40-49.

690
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!