ПРОЕКТ: «Как мы - Масленицу встречали» для средней разновозрастной группы
Дошкольное образование
Проект «Как мы — Масленицу встречали»
Автор проекта: Ханикова Р.И воспитатель структурного подразделения «Детский сад№15» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Участники проекта: Музыкальный руководитель; Воспитатели средней и старшей группы; Родители.
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица — один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (Праздник Масленица); воспитание любви к своей Родине.
Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Тип проекта:
По числу детей – групповой.
По доминирующему методу — игровой, творческий.
По предметным областям — чтение литературы, музыка, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация.
Сроки реализации проекта — краткосрочный (две недели)
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование: «Масленица»- наряженная кукла, костюмы для взрослых: костюм скомороха, костюм Бабы- Яги, мешок, костюмы детские: платочки, казачьи юбки, фуражки.
Музыкальные инструменты: шумелки, бубен, трищетки, баян.
Спортивные оборудования: кегли, мячи, 2карзины, шары разных цветов, обручи.
Работа с родителями: Домашнее задание:
— Заучивание с детьми частушек,
— Выпекание блинов совместно с детьми.
Планирование работы над проектом: распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Материал к проекту.План проведения проекта: «Как мы- Масленицу встречали».
Беседа «Широкая Масленица» (приложение №1).
«Ой, ты, Масленица» — рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни: «Как вставала я рaнешенько…».
Игровая деятельность
— Народные подвижные игры: «Гори, гори ясно»! (приложение№2)
«Заря»! (приложение№3)
«Масленица»! (приложение№4)
— Хороводная игра: «Ровным кругом» (приложение№5)
4. Заучивание закличек на Масленицу (приложение№6).
5. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка».
6. Заучивание масленичных частушек (приложение№7).
7. Конкурс рисунков «Зимний разгуляй».
8. Театрализованное представление «Как мы- Масленицу встречали» с детьми средней группы.
Итоговое мероприятие: Праздник «Как мы- Масленицу встречали» в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника — Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мной подборка различных игр и игр — инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фaнтазировать.
Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.