Проект в старшей группе "Волшебная соль"
Тема проекта: «Волшебная соль»
Вид проекта: исследовательский, познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Актуальность проекта: 8 тысяч лет люди используют соль в пищу. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Гипотеза проекта: Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи проекта:
Воспитательные.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Развивающие.
Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.
Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Образовательные.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Основные принципы реализации:
принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
принцип прочности закрепляет усвоение знаний.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
— Изучение информации, беседы;
-анализ познавательной литературы;
— подбор материалов и оборудования для исследований;
— экспериментальная деятельность;
— исследовательская деятельность;
— наблюдения;
— творческая деятельность;
— игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).
Краткая аннотация проекта
Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат.
В ходе исследовательской работы:
1.Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
2.Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
3.Узнают о Мертвом море, способах добычи соли.
4.Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
5.У детей повысится познавательный интерес.
6.Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
7.Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы для педагогов.
Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.
Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности:
— Что такое соль?
— Откуда она берется?
— Как ее добывают?
— Какими свойствами соль обладает?
— Где и как соль применяется?
II. Основной этап:
Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Беседы с детьми по данной тематике.
Разучивание поговорок и пословиц о соли.
Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.
Рисование солью.
Лепка из соленого теста.
Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница — соль».
Консультирование родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Подведение итогов реализации проекта.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Ресурсы и условия реализации проекта:
методическая и художественная литература,
диски с мультфильмами,
иллюстрации, репродукции, фото,
набор для художественного творчества,
презентации.
мини — лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка),
ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,
набор разной соли,
ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).
План реализации проекта
1 этап — подготовительный:
1.Сбор образцов соли(морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).
2.Подбор бесед о соли.
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
3.Подбор познавательной, научной и методической литературы.
Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
4.Подбор художественных произведений(Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
5.Подбор опытов и экспериментов с солью.
Цель: Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
6.Подбор консультаций для родителей.
2 этап – технологический:
Беседы:
— «Что такое соль и где она используется?».
— «Белое золото земли».
ООД:
— Рисование солью «Морозные узоры»
— Сказка про белую соль (Познание)
Чтение литературы:
— Словацкая сказка «Соль дороже золота»
— Румынская сказка «Соль в кушанье»
— Чешская сказка «Соль»
— Русская народная сказка «Соль»
— Пословицы, поговорки, загадки о соли
Опытно-экспериментальная деятельность:
— «Свойства соли»,
— «Растворимость соли»,
— «Эффект «Мертвого моря»»,
— «Как соль влияет на рост растений»,
— «Выращивание кристаллов поваренной соли»
Консультации для родителей:
-Рисуем солью.
-Для чего соль в доме нужна.
3-й этап – заключительный:
Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».
Выставка рисунков и поделок детского творчества.
Изготовление картотеки опытов с солью.
Подведение итогов реализации проекта.
На этом этапе на основе полученной в ходе исследований информации в группе была создана коллекция видов соли, состоялась презентация мини- проектов: дети показывали результаты своих исследований, была организована выставка детского творчества.
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.
Выводы.
1.Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
2.Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
3.Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
4.В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
5.Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.
Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.