Проект в старшей группе "Волшебная соль"

Тема проекта: «Волшебная соль»

Вид проекта: исследовательский, познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Актуальность проекта: 8 тысяч лет люди используют соль в пищу. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

Гипотеза проекта: Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано–правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность ребёнка дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Задачи проекта:

Воспитательные.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Развивающие.

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательные способности детей.

Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

Образовательные.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Основные принципы реализации:

принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;

принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;

принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;

принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;

принцип прочности закрепляет усвоение знаний.

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

— Изучение информации, беседы;

-анализ познавательной литературы;

— подбор материалов и оборудования для исследований;

— экспериментальная деятельность;

— исследовательская деятельность;

— наблюдения;

— творческая деятельность;

— игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).

Краткая аннотация проекта

Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат.

В ходе исследовательской работы:

1.Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.

2.Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.

3.Узнают о Мертвом море, способах добычи соли.

4.Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.

5.У детей повысится познавательный интерес.

6.Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

7.Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

Подбор методической литературы для педагогов.

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.

Определение интересующих детей вопросов по теме исследовательской деятельности:

— Что такое соль?

— Откуда она берется?

— Как ее добывают?

— Какими свойствами соль обладает?

— Где и как соль применяется?

II. Основной этап:

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Беседы с детьми по данной тематике.

Разучивание поговорок и пословиц о соли.

Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.

Рисование солью.

Лепка из соленого теста.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница — соль».

Консультирование родителей по теме проекта.

III. Заключительный этап:

Презентация проекта «Эта удивительная соль».

Подведение итогов реализации проекта.

Изготовление картотеки опытов с солью.

Ресурсы и условия реализации проекта:

методическая и художественная литература,

диски с мультфильмами,

иллюстрации, репродукции, фото,

набор для художественного творчества,

презентации.

мини — лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка),

ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,

набор разной соли,

ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).

План реализации проекта

1 этап — подготовительный:

1.Сбор образцов соли(морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).

2.Подбор бесед о соли.

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

3.Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

4.Подбор художественных произведений(Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).

5.Подбор опытов и экспериментов с солью.

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

6.Подбор консультаций для родителей.

2 этап – технологический:

Беседы:

— «Что такое соль и где она используется?».

— «Белое золото земли».

ООД:

— Рисование солью «Морозные узоры»

— Сказка про белую соль (Познание)

Чтение литературы:

— Словацкая сказка «Соль дороже золота»

— Румынская сказка «Соль в кушанье»

— Чешская сказка «Соль»

— Русская народная сказка «Соль»

— Пословицы, поговорки, загадки о соли

Опытно-экспериментальная деятельность:

— «Свойства соли»,

— «Растворимость соли»,

— «Эффект «Мертвого моря»»,

— «Как соль влияет на рост растений»,

— «Выращивание кристаллов поваренной соли»

Консультации для родителей:

-Рисуем солью.

-Для чего соль в доме нужна.

3-й этап – заключительный:

Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».

Выставка рисунков и поделок детского творчества.

Изготовление картотеки опытов с солью.

Подведение итогов реализации проекта.

На этом этапе на основе полученной в ходе исследований информации в группе была создана коллекция видов соли, состоялась презентация мини- проектов: дети показывали результаты своих исследований, была организована выставка детского творчества.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Выводы.

1.Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.

2.Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.

3.Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.

4.В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.

5.Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах.

Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.

484
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!