Проект "По следам сказок"
Дошкольное образование
Проект «По следам сказок»
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Срок реализации: два месяца.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.
Актуальность:
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Проблема: Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.
К детям в гости приходит сказочный персонаж — колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.
1.Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:
Цель проекта:
Формирование интереса у детей к русским народным сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта:
1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
5.Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
6.Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
7.Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
11.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
12.Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.
13.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
14.При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Ожидаемые результаты:
— Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
— Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
— Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
— Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
— Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
— Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
— Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
— Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.
— Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
2.Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
— художественные и музыкальные произведения
— уголок театрализованной деятельности
— книжный уголок
— фотоаппарат, компьютер.
— наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
— раскраски по теме «Сказки»
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
— Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
— Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).
— Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
— Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Программно – методическое обеспечение:
3. Этапы проекта:
1 этап — подготовительный
— Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
— Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
— Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
— Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
— Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.
— Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
— Оформление книжного уголка в группе.
— Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.Определение тематики бесед.
— Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».
— Разработка содержания проекта: «По следам сказок»
2. Основной этап:
— Проведение бесед и НОД по теме проекта.
— Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;
— Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
— Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.
— Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
— Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
— Раскрашивание иллюстраций к сказкам.
— Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
— Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
— Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
3. Заключительный этап:
— Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».
— Драматизация сказки «Колобок» для родителей.
— Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.
— Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
— Обновление предметно – развивающей среды.
— Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»
— Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
— Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»
— Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
— Подведение итогов проектной деятельности.
4.Обогащение развивающей среды:
В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
5.Работа с родителями
— Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
— Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
— Папки – передвижки для родителей:
«Как устроить домашний театр для детей?»
«Воспитание сказкой»
«Виды театров»
«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
— Консультации для родителей:
«Значение сказки в жизни ребенка»
«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»
— Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
— Акция «Подари книгу – сказку»
— Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).
— Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»
6. Оценка результатов работы по проекту
Результаты работы по проекту можно определить:
— по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;
— по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.