Проект "По следам сказок"

Дошкольное образование

Проект «По следам сказок»

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.

Срок реализации: два месяца.

Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.

Актуальность:

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Проблема: Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.

К детям в гости приходит сказочный персонаж — колобок. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку, но ему бы хотелось узнать, какие еще сказки есть на белом свете, где живут сказки и кто их придумывает. Ребята предложили помочь колобку, показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться с колобком в сказочное путешествие и все узнать.

1.Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:

Цель проекта:

Формирование интереса у детей к русским народным сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.

Задачи проекта:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.

2. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

3. Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.

4. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

5.Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

6.Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

7.Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

8. Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

9. Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.

10. Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

11.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

12.Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения.

13.Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.

14.При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.

Ожидаемые результаты:

— Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

— Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.

— Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.

— Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

— Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.

— Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.

— Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

— Предметно – развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками родителей.

— Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».

2.Условия реализации проекта:

Ресурсное обеспечение проекта:

— художественные и музыкальные произведения

— уголок театрализованной деятельности

— книжный уголок

— фотоаппарат, компьютер.

— наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)

— раскраски по теме «Сказки»

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

— Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

— Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра (педагогом).

— Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

— Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.

Программно – методическое обеспечение:

3. Этапы проекта:

1 этап — подготовительный

— Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

— Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

— Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

— Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

— Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

— Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

— Оформление книжного уголка в группе.

— Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.Определение тематики бесед.

— Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок»».

— Разработка содержания проекта: «По следам сказок»

2. Основной этап:

— Проведение бесед и НОД по теме проекта.

— Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;

— Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

— Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

— Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

— Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

— Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

— Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

— Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

— Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

3. Заключительный этап:

— Выставка творческих работ детей: «Что за прелесть эти сказки».

— Драматизация сказки «Колобок» для родителей.

— Показ сказки «Заюшкина избушка», «Репка» для детей первой младшей группы.

— Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.

— Обновление предметно – развивающей среды.

— Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»

— Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

— Отчет для родителей на сайте группы, презентация проектной деятельности «По следам сказок»

— Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

— Подведение итогов проектной деятельности.

4.Обогащение развивающей среды:

В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.

В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).

В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

5.Работа с родителями

— Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

— Анкетирование для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

— Папки – передвижки для родителей:

«Как устроить домашний театр для детей?»

«Воспитание сказкой»

«Виды театров»

«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

— Консультации для родителей:

«Значение сказки в жизни ребенка»

«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

— Родительское собрание: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

— Акция «Подари книгу – сказку»

— Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).

— Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

6. Оценка результатов работы по проекту

Результаты работы по проекту можно определить:

— по сформировавшимся у детей представлениям и знаниям по теме проекта;

— по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта. 

309
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!