Поликультурное образование детей дошкольного возраста.
В поликультурном мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки как региональной, так и мировой культуры. Именно в этом возрасте происходит формирование представлений о многообразии культур, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе взаимопонимания и толерантности. Для решения данной задачи воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у дошкольников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям других народов, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, являются:
— образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности и в режимных моментах;
— самостоятельная деятельность детей;
— взаимодействие с семьями воспитанников;
— сотрудничество с социумом.
Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется во всех образовательных областях.
Для решения задач поликультурного воспитания в группах созданы центры по ознакомлению с родным краем. Куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; государственная символика Мордовии, России; элементарные сведения об истории, традициях и обычаях народов Поволжья, все это способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.
Разработан цикл тематических занятий по ознакомлению детей с родным краем: «Мордовский народ, его быт и обычаи», «Традиции и праздники мордовского народа», «Природа мордовского края», «Красная книга Мордовии», «Мордовский народный костюм», «Тавлинские народные промыслы», «Украсим бабушке фартук мордовским орнаментом» (аппликация), чтение мордовской сказки «Как собака друга искала», «Мордовские писатели детям», «Знакомство с мордовскими подвижными играми», «Города и села Мордовии» и другие.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе организованной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир духовных ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации.
Приобщение детей к культурному богатству родного народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народам, языку.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.
Используя дидактические игры: «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм», мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования.
Любовь к родному городу воспитываем при ознакомлении детей с его достопримечательностями – музеями, театрами, парками, памятниками культуры.
Особую роль в приобщении дошкольников к традициям и обычаям мордовского народа играют экскурсии с детьми республиканский краеведческий музей им. И.Д. Воронина, мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945, МР МИИ музей им. С.Д. Эрьзи, так как позволяют сделать процесс ознакомления детей с культурным наследием и традициями народов Поволжья более интересным и динамичным, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создают иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом.
Особое внимание уделяем взаимодействию с родителями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм. В процессе системной плодотворной работы семьи становятся активными участниками педагогического процесса. Традиционно родители принимают участие в проведении народных праздников «Пасха», «Рождество», «Масленица»; в пополнении предметно- развивающей среды группы; совместно с детьми принимают участие в выставках рисунков: «Мой любимый край», «Достопримечательности города Саранск»; в различных творческих конкурсах «Бабань парь», «Костюмы народов Поволжья»; активно обсуждают вопросы поликультурного воспитания на родительских собраниях.
Подводя итог, следует отметить, что именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.
Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.
Литература
1. Липова И.В., Жаворонкова Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. — 2011. — № 6
2. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
4. Чумичева P.M., Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности у детей //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2012.- №11.