Проект "Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста"

Дошкольное образование

Проект«Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»

Разработала: Бершина И.П., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 42», Саранск 

1.Тема проекта: «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»

2.Автор проекта: Бершина Ирина Петровна

3.Участники проекта: дети 2-ых младших, средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

4.База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»

5.Сроки реализации проекта: долгосрочный (4 года)

6.Вид проекта: познавательный

7.Тип проекта Комплексный

8.Актуальность проекта

Что такое патриотизм? С.И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности пред обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, так как наша Россия многонациональная страна. В современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у детей основ национальной толерантности. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

Практическая значимость: Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках неоспоримо обогащает духовный мир ребёнка: воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его самобытности и культуре, формирует естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.

Мы живём в Саранске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. В нашем многонациональном городе традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда нравственные и духовные ценности в жизни общества обесценены.

Одним из важнейших средств донести знание об особенностях представителей различных народов является культура. Именно в культуре каждого народа проявляется его неповторимость, уникальность, богатство духовного мира, богатство культуры. Приобщение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству и фольклорному искусству народа стало предметом использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к народной культуре. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.

Таким образом, актуальность данной темы подтверждает необходимость работы по использованию музейной педагогики в вопросах патриотического воспитания. Именно поэтому мы разработали этот Проект по приобщению детей к культуре быту и традициям разных (русского, мордовского) народов.

Работа Проекта – это систематизировать работу по воспитанию чувства любви к своей стране у детей дошкольного возраста.

Описание проекта

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.

Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребёнка через приобщения к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, те. Создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и народа разных национальностей; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народным искусством.

9.Новизна проекта Знакомство с мордовским языком посредством ознакомления с предметами быта.

10.Гипотеза проекта Если знакомить с культурой разных народов на основе реальных этнографических объектов, то процесс обучения эрзянскому языку будет более интересным, ярким, доступным.

11.Цель проекта: формирование патриотических чувств, основ толерантности, интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

12.Задачи проекта

Образовательные

формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.

Развивающие развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской и русской культуре и традициям.

Воспитательные воспитание чувства уважения к людям разных национальностей, музейной культуры; формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных (русского, татарского, мордовского) народов.

13.Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о родном крае; предметах народного быта, об истории родного народа; организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия.

«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, посиделки

«Физическое развитие» – проведение физминуток и подвижных народных игр.

14.Предварительная работа: Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музея. Организация работы по приобщению детей к культуре разных (русского, мордовского) народов по группам. В группах младшего возраста занятия проводятся по подгруппам, в старшем дошкольном возрасте – фронтально, по подгруппам, индивидуально; пополнение мини-музея новыми экспонатами.

15.Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)

в) поисковый (поиск и обогащение экспонатов для музея, систематизация экспонатов, предметов быта и т.д.)

г) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

Формы реализации проекта:

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

беседы

Проект построен на основе методических принципов:

интеграции культур;

— учет воз­растных особенностей детей;

— доступ­ность материала;

— постепенность его усложнения.

16.Ресурсное обеспечение проекта: мини-музей, с предметами быта и старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас; средства ИКТ

17.Ожидаемые результаты

В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

Развитие речи.

— обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы быта, посуды, одежды и т.д.;

— использование в речи русского, мордовского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

— умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев;

— умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;

— умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;

— умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;

— умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.

Ознакомление с окружающим.

— знание истории народного костюма и его элементов;

— знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;

— знания о назначении предметов быта;

— знания о народных праздниках;

— расширение кругозора детей.

Ознакомление с художественной литературой.

— знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

— знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им.

Изобразительная деятельность.

— умение различать изделия народных промыслов;

— формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;

— формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей.

Музыкальное воспитание.

— может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;

-знания особенностей народных танцев;

— умение выполнять танцевальные движения, характерных для русского, татарского, мордовского танцев;

— умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;

-умение назвать названия народных музыкальных инструментов, различать их мелодии.

Народные игры.

— знания народных игр, активное участие детей в народных играх.

Поэтапный план реализации проекта:

1 этап – организационный

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; изучение литературы по музейной педагогике, привлечение родителей к реализации проекта. — Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

2 этап – внедренческий

Создание экспозиций в мини-музее; мини-музей, с предметами быта и старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас;

В мини-музее организуются:

— Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

— Игры — занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с планом и расписанием работы. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

— Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы.

Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

— Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);

— Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

3 этап – результативный

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.

2. В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

3. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала

Календарно-тематическое планирование

Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в избе 

 2 младшая группа

Месяц Тема Программное содержание Материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Милости просим, гости дорогие!(К., с.30-32) Первое посещение избы; знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями Потешки, песенки, зыбка Лавсень морот, лавсь
Ноябрь Чудесный сундучок(К., с.33) Знакомство с сундучком, в котором живут старые вещи Сундук, загадки Горобия, содамоёвкст
Декабрь Водичка, водичка умой мое личико (К., с.36) Знакомство детей с рукомойником: части предмета и их назначение Рукомойник
Январь Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (К., с.37) Знакомство с печкой, чугуном, ухватом, кочергой; развитие интереса к рукотворному миру, научить определять некоторые особенности предметов (части, форму) Чугунок, ухват, кочерга, печь Чугун, пештювто, коцькирьган, каштомо
Февраль Фока воду кипятит и как зеркало блестит (К., с.39) Знакомство с самоваром; развитие интереса к предметам старины Самовар
Март Хозяйкины помощники (К., с.41) Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведром, корытом, стиральной доской; обучение пониманию назначения и функций предметов Коромысло, ведро, корыто, стиральная доска Курся, ведра, очко, муськемень лаз
Апрель Сорока-белобока кашу варила (К., с.45) Знакомство с глиняным горшком; закрепление знаний о современной и старинной посуде Глиняный горшок, кувшин Сёвонень чакш, гукшин
Май Трень-брень, гусельки (К., с.44) Знакомство с русским народным инструментом –гуслями; развитие интереса к истории создания музыкальных инструментов Гусли Гуслят

Средняя группа

месяц тема программное содержание материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Сошью Маше сарафан(К., с.50) Знакомство с женской русской народной одеждой; формирование интереса к процессу создания и преобразования одежды Альбом «Одежда», силуэты одежды на бумаге
Ноябрь Золотое веретено (К., с.50) Знакомство с предметами обихода — прялкой и веретеном; воспитание уважительного отношения к труду Прялка, веретено Пакарь, штере
Декабрь Волшебные спицы (К., с.51) Знакомство с процессом создания изделий из шерсти Спицы, пряжа, шерстяная нить Спицат, ревень лопат, понань суре
Январь Лисичка со скалочкой (К., с.51) Знакомство со скалкой на основе русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» Хозяйка предлагает детям узнать как на эрзянском языке будут звучать следующие слова: Прялка– пакарь, веретено– штере
Февраль Веселые ложки (К., с.56) Знакомство с деревянной ложкой как важнейшим изобретением человека Деревянная ложка, современная металлическая ложка Чувтонь пенч, кшинень пенч
Март Русская балалайка (К., с.58) Знакомство с балалайкой, формирование интереса к истории музыкальных инструментов Балалайка Балалайка
Апрель Русская свистулька (К., с.63) Рассказ о глиняной свистульке; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира Свистулька Тутурушка
Май Путешествие в царство часов (Д., с.37) Знакомство с разными видами часов; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира Картинки, волшебная палочка, песочные часы, карандаши, бумага
Старшая группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Хлеб всему голова (К., с.68) Знакомство со старинными орудиями труда –серпом и цепом, историей их появления, назначением; воспитание уважительного отношения к труду Орудия труда: серп; хлеб Тарваз, кши
Ноябрь Октябрь пахнет капустой (К., с.67) Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду Корытце, тяпка, капустные листы Капстань тапамо, очко, капстань лопат
Декабрь А за ним такая гладь– ни морщинки не видать (К., с.84 — 85; Д., с.66) Знакомство с историей утюга, различными способами глажения белья Предметные картинки, утюги
Январь Путешествие в прошлое плиты (Д., с.57) Знакомство с процессом преобразования русской печи в современную плиту; формирование интереса к истории Предметные картинки с изображением печки, плиты; макет плиты; бумага, карандаши Каштомо
Февраль Путешествие в прошлое зеркала (Д., с.48) Знакомство с историей появления зеркала; развитие фантазии, творческих способностей Зеркала разной формы, волшебный сундучок; дидактическая игра «Подбери отражение»
Март Путешествие в прошлое иголки (Д., с.78) Знакомство с историей появления иглы, процессом ее преобразования человеком; формирование интереса к предметам рукотворного мира Разные виды игл Салмукс
Апрель Путешествие в страну волшебной прялки (Д., с.85) Знакомство с назначением прялки; воспитание уважительного отношения к труду Прялка, веретено, шерсть, сюжетные иллюстрации Пакарь, ревень лопат
Май Путешествие в прошлое ручки (Д., с.88) Знакомство с прошлым шариковой ручки; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов Игрушка-карандаш, гусиное перо, чернила, фломастеры, карандаши, бумага, стальное перо
Подготовительная группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Хлеб всему голова (К., с.87) Знакомство с историей появления жерновов, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду Жернова; пословицы и поговорки о хлебе
Ноябрь Светит, но не греет (К., с.91; Д., с.120) Уточнение представлений о различных источниках освещения; знакомство с историей появления лампочки; формирование интереса к истории предметов Свечи, лучины, электрическая лампа, керосиновая лампа
Декабрь Обогревательные приборы (Д., с.94) Знакомство с историей появления и преобразования обогревательных приборов; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов Макеты обогревательных приборов; стеклянный. пластмассовый. деревянный стаканы; металлические игрушки; кубики со слогами
Январь Поэзия народного костюма (К., с.97) Уточнение представлений о народном костюме; формирование интереса к процессу изменения и преобразования одежды Альбом «Народный костюм»; аудиозапись песен «Валенки», «Красный сарафан» Платок, рубаха Панго, паця, пулай, панар.
Февраль Мебель Продолжение развития интереса к народному быту; уточнение знаний о современной мебели; установление аналогий между старинным сундуком и старинным шкафом Сундук. кровать, стол. лукошко
Март Инструменты Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий. Корыто, долото, гвозди, молоток Очко, долота, эскеть, молотка
Апрель Чудесное превращение очков (Д., с.123) Знакомство с историей очков, их видами; формирование интереса к историческому прошлому предметов Макеты очков, лорнета, пенсне
Май Прощание с избой (К.,100) Обобщение полученных знаний

17 Работа с родителями

Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий

Пополнение мини-музея старинными предметами быта и т. д.

Консультации и анкетирование родителей

18. Вывод.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.

Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:

— расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;

— дать детям общее представление о Республике Мордовия;

— познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;

— приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.

Первостепенная задача педагогов — это воссоздание неповторимой среды мордовского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, уклада жизни. Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества. В групповых помещениях должны быть оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, также уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Поволжья.

Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (прялку, сундук, детскую колыбельку и т. д). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

В методическом кабинете для использования в работе с детьми должны быть широко представлены материалы по мордовской национальной и русской культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству, папки с разновидностями национальных костюмов народов Поволжья, элементами татарского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.[3]

Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют татарские песни.

Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.

В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие татарского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения, посвящённые национальным традициям татарского и русского народа.Развлечения ипраздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

В беседах с детьми важно вести разговор о многонациональности родного края о том, что на территории Татарстана проживают многочисленные народы (татары, русские, чуваши и т. д). Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города: республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим улицам. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о других этнических народах, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

— привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;

— предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

Анализируя систему работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции, отрадно, что все больше педагогов включают инновационные формы организации обучения, а это позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, а дошкольники сами путём проб и ошибок делают нужные выводы, находят правильные ответы. Чем глубже ребёнок знакомится со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности [4, с.92-97]. Народная культура — это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре (К.Д.Ушинский). Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Список литературы:

1. Бабынина Г. Ф. “Традиции национальных культур”, Казань: Школа, 2004, 188 с.

2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург-2000, 937с.

3. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду» — Москва, «Просвещение», 1982, 176 с.

4.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».

5. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.

6.Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, — Казань, 2000.

7. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера»,2015.

8.Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.

9.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015 – 304 с.

10.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.

11.Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

19.Презентация итогов реализации проекта.

975
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!