Проект "Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста"
Дошкольное образование
Проект«Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»
Разработала: Бершина И.П., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 42», Саранск
1.Тема проекта: «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»
2.Автор проекта: Бершина Ирина Петровна
3.Участники проекта: дети 2-ых младших, средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.
4.База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»
5.Сроки реализации проекта: долгосрочный (4 года)
6.Вид проекта: познавательный
7.Тип проекта Комплексный
8.Актуальность проекта
Что такое патриотизм? С.И. Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности пред обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к людям разных национальностей. Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, так как наша Россия многонациональная страна. В современной системе образования, доминирующее значение приобретает проблема организации педагогического процесса, ориентированного на формирование у детей основ национальной толерантности. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребёнка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Практическая значимость: Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках неоспоримо обогащает духовный мир ребёнка: воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его самобытности и культуре, формирует естественный патриотизм и толерантные установки на общение с другими народами.
Мы живём в Саранске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. В нашем многонациональном городе традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда нравственные и духовные ценности в жизни общества обесценены.
Одним из важнейших средств донести знание об особенностях представителей различных народов является культура. Именно в культуре каждого народа проявляется его неповторимость, уникальность, богатство духовного мира, богатство культуры. Приобщение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству и фольклорному искусству народа стало предметом использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к народной культуре. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка.
Таким образом, актуальность данной темы подтверждает необходимость работы по использованию музейной педагогики в вопросах патриотического воспитания. Именно поэтому мы разработали этот Проект по приобщению детей к культуре быту и традициям разных (русского, мордовского) народов.
Работа Проекта – это систематизировать работу по воспитанию чувства любви к своей стране у детей дошкольного возраста.
Описание проекта
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребёнка через приобщения к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, те. Создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и народа разных национальностей; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народным искусством.
9.Новизна проекта Знакомство с мордовским языком посредством ознакомления с предметами быта.
10.Гипотеза проекта Если знакомить с культурой разных народов на основе реальных этнографических объектов, то процесс обучения эрзянскому языку будет более интересным, ярким, доступным.
11.Цель проекта: формирование патриотических чувств, основ толерантности, интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
12.Задачи проекта
Образовательные
формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской и русской культуре и традициям.
Воспитательные воспитание чувства уважения к людям разных национальностей, музейной культуры; формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных (русского, татарского, мордовского) народов.
13.Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о родном крае; предметах народного быта, об истории родного народа; организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия.
«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, посиделки
«Физическое развитие» – проведение физминуток и подвижных народных игр.
14.Предварительная работа: Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музея. Организация работы по приобщению детей к культуре разных (русского, мордовского) народов по группам. В группах младшего возраста занятия проводятся по подгруппам, в старшем дошкольном возрасте – фронтально, по подгруппам, индивидуально; пополнение мини-музея новыми экспонатами.
15.Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)
в) поисковый (поиск и обогащение экспонатов для музея, систематизация экспонатов, предметов быта и т.д.)
г) практический (рассматривание предметов искусства в музее);
д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.
Формы реализации проекта:
познавательно-игровые занятия;
занятия-экскурсии;
беседы
Проект построен на основе методических принципов:
— интеграции культур;
— учет возрастных особенностей детей;
— доступность материала;
— постепенность его усложнения.
16.Ресурсное обеспечение проекта: мини-музей, с предметами быта и старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас; средства ИКТ
17.Ожидаемые результаты
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Развитие речи.
— обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы быта, посуды, одежды и т.д.;
— использование в речи русского, мордовского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);
— умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением праздников, обычаев;
— умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
— умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
— умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
— умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим.
— знание истории народного костюма и его элементов;
— знание об истории своего края, малой Родины, семье, традициях народа;
— знания о назначении предметов быта;
— знания о народных праздниках;
— расширение кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
— знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорках, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
— знание народных сказок, умение характеризовать героев сказок и сопереживать им.
Изобразительная деятельность.
— умение различать изделия народных промыслов;
— формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
— формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей.
Музыкальное воспитание.
— может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;
-знания особенностей народных танцев;
— умение выполнять танцевальные движения, характерных для русского, татарского, мордовского танцев;
— умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;
-умение назвать названия народных музыкальных инструментов, различать их мелодии.
Народные игры.
— знания народных игр, активное участие детей в народных играх.
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; изучение литературы по музейной педагогике, привлечение родителей к реализации проекта. — Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
2 этап – внедренческий
Создание экспозиций в мини-музее; мини-музей, с предметами быта и старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, которые помогают ближе познакомиться с историей и бытом народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сейчас;
В мини-музее организуются:
— Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;
— Игры — занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с планом и расписанием работы. В группах занимаются дети 4-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;
— Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы.
Разработка содержания экскурсий в мини-музее.
— Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);
— Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.
3 этап – результативный
1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.
2. В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.
3. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала
Календарно-тематическое планирование
Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в избе
2 младшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Милости просим, гости дорогие!(К., с.30-32) | Первое посещение избы; знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями | Потешки, песенки, зыбка Лавсень морот, лавсь |
Ноябрь | Чудесный сундучок(К., с.33) | Знакомство с сундучком, в котором живут старые вещи | Сундук, загадки Горобия, содамоёвкст |
Декабрь | Водичка, водичка умой мое личико (К., с.36) | Знакомство детей с рукомойником: части предмета и их назначение | Рукомойник |
Январь | Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (К., с.37) | Знакомство с печкой, чугуном, ухватом, кочергой; развитие интереса к рукотворному миру, научить определять некоторые особенности предметов (части, форму) | Чугунок, ухват, кочерга, печь Чугун, пештювто, коцькирьган, каштомо |
Февраль | Фока воду кипятит и как зеркало блестит (К., с.39) | Знакомство с самоваром; развитие интереса к предметам старины | Самовар |
Март | Хозяйкины помощники (К., с.41) | Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведром, корытом, стиральной доской; обучение пониманию назначения и функций предметов | Коромысло, ведро, корыто, стиральная доска Курся, ведра, очко, муськемень лаз |
Апрель | Сорока-белобока кашу варила (К., с.45) | Знакомство с глиняным горшком; закрепление знаний о современной и старинной посуде | Глиняный горшок, кувшин Сёвонень чакш, гукшин |
Май | Трень-брень, гусельки (К., с.44) | Знакомство с русским народным инструментом –гуслями; развитие интереса к истории создания музыкальных инструментов | Гусли Гуслят |
Средняя группа
месяц | тема | программное содержание | материал |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Сошью Маше сарафан(К., с.50) | Знакомство с женской русской народной одеждой; формирование интереса к процессу создания и преобразования одежды | Альбом «Одежда», силуэты одежды на бумаге |
Ноябрь | Золотое веретено (К., с.50) | Знакомство с предметами обихода — прялкой и веретеном; воспитание уважительного отношения к труду | Прялка, веретено Пакарь, штере |
Декабрь | Волшебные спицы (К., с.51) | Знакомство с процессом создания изделий из шерсти | Спицы, пряжа, шерстяная нить Спицат, ревень лопат, понань суре |
Январь | Лисичка со скалочкой (К., с.51) | Знакомство со скалкой на основе русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» | Хозяйка предлагает детям узнать как на эрзянском языке будут звучать следующие слова: Прялка– пакарь, веретено– штере |
Февраль | Веселые ложки (К., с.56) | Знакомство с деревянной ложкой как важнейшим изобретением человека | Деревянная ложка, современная металлическая ложка Чувтонь пенч, кшинень пенч |
Март | Русская балалайка (К., с.58) | Знакомство с балалайкой, формирование интереса к истории музыкальных инструментов | Балалайка Балалайка |
Апрель | Русская свистулька (К., с.63) | Рассказ о глиняной свистульке; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира | Свистулька Тутурушка |
Май | Путешествие в царство часов (Д., с.37) | Знакомство с разными видами часов; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира | Картинки, волшебная палочка, песочные часы, карандаши, бумага |
месяц | тема | программное содержание | материал |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Хлеб всему голова (К., с.68) | Знакомство со старинными орудиями труда –серпом и цепом, историей их появления, назначением; воспитание уважительного отношения к труду | Орудия труда: серп; хлеб Тарваз, кши |
Ноябрь | Октябрь пахнет капустой (К., с.67) | Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду | Корытце, тяпка, капустные листы Капстань тапамо, очко, капстань лопат |
Декабрь | А за ним такая гладь– ни морщинки не видать (К., с.84 — 85; Д., с.66) | Знакомство с историей утюга, различными способами глажения белья | Предметные картинки, утюги |
Январь | Путешествие в прошлое плиты (Д., с.57) | Знакомство с процессом преобразования русской печи в современную плиту; формирование интереса к истории | Предметные картинки с изображением печки, плиты; макет плиты; бумага, карандаши Каштомо |
Февраль | Путешествие в прошлое зеркала (Д., с.48) | Знакомство с историей появления зеркала; развитие фантазии, творческих способностей | Зеркала разной формы, волшебный сундучок; дидактическая игра «Подбери отражение» |
Март | Путешествие в прошлое иголки (Д., с.78) | Знакомство с историей появления иглы, процессом ее преобразования человеком; формирование интереса к предметам рукотворного мира | Разные виды игл Салмукс |
Апрель | Путешествие в страну волшебной прялки (Д., с.85) | Знакомство с назначением прялки; воспитание уважительного отношения к труду | Прялка, веретено, шерсть, сюжетные иллюстрации Пакарь, ревень лопат |
Май | Путешествие в прошлое ручки (Д., с.88) | Знакомство с прошлым шариковой ручки; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов | Игрушка-карандаш, гусиное перо, чернила, фломастеры, карандаши, бумага, стальное перо |
месяц | тема | программное содержание | материал |
Сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Хлеб всему голова (К., с.87) | Знакомство с историей появления жерновов, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду | Жернова; пословицы и поговорки о хлебе |
Ноябрь | Светит, но не греет (К., с.91; Д., с.120) | Уточнение представлений о различных источниках освещения; знакомство с историей появления лампочки; формирование интереса к истории предметов | Свечи, лучины, электрическая лампа, керосиновая лампа |
Декабрь | Обогревательные приборы (Д., с.94) | Знакомство с историей появления и преобразования обогревательных приборов; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов | Макеты обогревательных приборов; стеклянный. пластмассовый. деревянный стаканы; металлические игрушки; кубики со слогами |
Январь | Поэзия народного костюма (К., с.97) | Уточнение представлений о народном костюме; формирование интереса к процессу изменения и преобразования одежды | Альбом «Народный костюм»; аудиозапись песен «Валенки», «Красный сарафан» Платок, рубаха Панго, паця, пулай, панар. |
Февраль | Мебель | Продолжение развития интереса к народному быту; уточнение знаний о современной мебели; установление аналогий между старинным сундуком и старинным шкафом | Сундук. кровать, стол. лукошко |
Март | Инструменты | Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий. | Корыто, долото, гвозди, молоток Очко, долота, эскеть, молотка |
Апрель | Чудесное превращение очков (Д., с.123) | Знакомство с историей очков, их видами; формирование интереса к историческому прошлому предметов | Макеты очков, лорнета, пенсне |
Май | Прощание с избой (К.,100) | Обобщение полученных знаний |
17 Работа с родителями
Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий
Пополнение мини-музея старинными предметами быта и т. д.
Консультации и анкетирование родителей
18. Вывод.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Педагоги дошкольных учреждений хорошо осознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Народную культуру составляют религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика). Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.
Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:
— расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
— дать детям общее представление о Республике Мордовия;
— познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;
— приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Первостепенная задача педагогов — это воссоздание неповторимой среды мордовского и русского быта, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, уклада жизни. Особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников отводится собранным предметам обихода, образцам народного искусства и творчества. В групповых помещениях должны быть оформлены уголки национального быта для эмоционального развития детей, также уголок декоративно-прикладного искусства, оснащенный богатым материалом для знакомства детей с историей, культурой, трудом и бытом народов Поволжья.
Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (прялку, сундук, детскую колыбельку и т. д). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
В методическом кабинете для использования в работе с детьми должны быть широко представлены материалы по мордовской национальной и русской культуре. Это художественная и методическая литература по народному искусству, папки с разновидностями национальных костюмов народов Поволжья, элементами татарского орнамента и вариантов украшения предметов быта, одежды и головных уборов.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.[3]
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют татарские песни.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В детском саду стало традицией включать в сценарии праздников и развлечений народные песни.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие татарского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка народных сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок. Организуются детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения, посвящённые национальным традициям татарского и русского народа.Развлечения ипраздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
В беседах с детьми важно вести разговор о многонациональности родного края о том, что на территории Татарстана проживают многочисленные народы (татары, русские, чуваши и т. д). Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города: республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим улицам. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о других этнических народах, об особенностях уклада жизни, культуры народов.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
— привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;
— предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.
Анализируя систему работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции, отрадно, что все больше педагогов включают инновационные формы организации обучения, а это позволяет педагогам ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребёнка. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, а дошкольники сами путём проб и ошибок делают нужные выводы, находят правильные ответы. Чем глубже ребёнок знакомится со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), а как ценность, культивируемая народной педагогикой, культура выступает условием совершенствования и развития личности [4, с.92-97]. Народная культура — это первый шаг к культуре общечеловеческой, через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре (К.Д.Ушинский). Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Список литературы:
1. Бабынина Г. Ф. “Традиции национальных культур”, Казань: Школа, 2004, 188 с.
2.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), Екатеринбург-2000, 937с.
3. Богатеева З.А. «Аппликация по мотивам народных орнаментов в детском саду» — Москва, «Просвещение», 1982, 176 с.
4.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».
5. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
6.Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, — Казань, 2000.
7. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера»,2015.
8.Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
9.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015 – 304 с.
10.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001 – 208 c.
11.Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
19.Презентация итогов реализации проекта.