Проект для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие на волшебную грядку"

Тип статьи:
Авторская

Информационная карта проекта

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНУЮ ГРЯДКУ

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (20.04- 11.09.2020г).

Участники исследовательской деятельности: дети 4 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения: учебно-опытный участок, теплица СП «Детский сад №11 комбинированного вида».

Объект исследования: овощные культуры томата, огурца.

Материалы: наличие на территории ДОУ теплицы и учебно-опытного участка, грунт и контейнеры для посадки, детский садово-огородный инвентарь (лейки, лопатки, грабли, ведерки, шпагат для подвязывания), вода, семена и корневая рассада овощных культур (томата, огурцов), коллекция семян огородных культур.

Методы работы: наблюдения, беседы, дидактические игры, экспериментальная, трудовая, продуктивная деятельность.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность: Лето — благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Теплица, которая находится на территории детского сада, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса к ее объектам и бережного отношения к ним, поскольку, главной задачей экологического воспитания сегодня является воспитание экологически грамотного человека с раннего детства. Интеграция образовательных областей в ходе ознaкомления с окружающим миром позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.

Теплица является живой лабораторией. Это источник познания природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки.

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Работа в рамках проекта даст детям непосредственную возможность увидеть, как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем они полезны, как используются в пищу. Именно в теплице формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь же педагогами закладывается любовь к земле, к труду.

Цель проекта: формирование экологической культуры ребенка на основе воспитания осознанно правильного отношения к природе.

Задачи:

  • §Продолжать расширять представления дошкольников о культурных растениях.
  • §Развивать у детей умение сопоставлять изменения различных растений на учебно-опытном участке (теплице и открытом грунте).

§ Продолжать формировать у детей представления об основных жизненных функциях и биологических потребностях и циклах культурных растений.

§Формировать представления о связи межу средой обитания конкретных растений и особенностях их строения.

§Формировать представление детей об основных потребностях различных растений учебно-опытного участка( света, тепла, влаги и способах их удовлетворения).

§Формировать умение использовать наблюдение, как способ познания (ставить самостоятельно цель, выдвигать предположение, планировать ход исследования, делать вывод.

§Продолжать совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями учебно-опытного участка.

§Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.

Ожидаемые результаты:

üК окончанию проекта у детей сформированы знания и навыки по выращиванию растений в теплице и открытом грунте:

— выращивание рассады из семечка ;

— пикировка растений в отдельные горшки;

— пересадка растений в теплицу;

— рыхления почвы;

Умение отличать сорняки от культурных растений;

— умение определять необходимость полива в данное время;

— умение определять спелость овощей.

  • üИнтерес и активная помощь родителей к проблемам выращивания растений детьми в условиях опытного участка на территории ДОУ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

С 20.04.20 — 11.09.20г.

Этап Название мероприятия Неделя месяца
1 Подготовительный
АПРЕЛЬ
Постановка цели и задач. 3
Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах и зелени. 3
Разработка календарно-тематического плана проекта. 3
Подборка наглядно-иллюстративного материала о томате, огурце. 3
Создание необходимых условий для организации и проведения проекта в ДОУ. 3-4
Подготовка грунта в теплице, инвентаря для высадки семян и рассады. 4
Подготовка посадочного материала (семена огурцов, рассады томатов ). 4
Посев семян овощей (томата, огурца) в ящик. 2,3
«Такие разные петельки (всходы)» Наблюдение с детьми за развитием растений . 3
«Что необходимо для растений, чтобы они были крепкими и здоровыми. Беседа. 4
МАЙ
2- Основной Выращивание овощей из семян до взрослого растения Изготовление отдельных горшков к пикировке рассады. Привлечение детей к совместной деятельности. 1-2
«Каждый в своем домике» (пикировка рассады). Совместная деятельность по пикировке растений. 2-3
Пересадка растений в теплицу и открытый грунт.Совместная практическая деятельность. 3-4
ИЮНЬ
«Знакомься –огурец». Информация об огурце как овощной культуре. 1
Наблюдение разницы в росте растения с прошлого посещения теплицы и опытного участка. 1
Беседа «Незрелый –вкусный овощ». 2
«Зеленый канатоходец». Наблюдение в теплице и в открытом грунте, подвязывание огурцов. 2-3
«Обед для огурцов». Практическая деятельность (рыхлении, внесение удобрений, полив огурцов в теплице и в открытом грунте). 3
«Огуречная страна». Сбор первых плодов. 4
Прием в пищу плодов огурцов, выращенных в теплице и открытом грунте, сравнение вкусовых качеств плодов. По мере созревания
Мини-спектакль «Огурец- бравый молодец» 4
Зарисовки «Огурец». Обобщение знаний детей об огурце как овощной культуре. 4
ИЮЛЬ- АВГУСТ
Беседа «В гостях у синьора Помидора» 1(07)
«Сначала цветок, а потом плод». Наблюдение в теплице и открытом грунте. 2(07)
«Что любит помидор». Знакомство с правилами ухода за растением. 2(07)
Практическая деятельность в теплице( полив, подкормка томатов). 3(07)
Сбор урожая томатов в теплице, рассматривание плодов. По мере созревания(июль)
Опытно-экспериментальная деятельность «Сравни томат на вкус» 4(07)
Конкурс на самый необычный томат. Формирование навыков детско-родительской деятельности. 5(07)-1(08)
Выставка плодов необычной формы (поделки из томатов) 2(08)
Лепка «Помидор» 3(08)
Подвижная игра «Собери урожай» 3(08)
Аппликация «Заготовки на зиму» 4(08)
СЕНТЯБРЬ
Наблюдение за подготовкой грунта теплицы к зимнему периоду 1
3 Заключительный Анализ результативности проекта 1
Презентация продукта детской творческой деятельности по теме проекта (рисования, лепки, аппликации) для родителей. 2
Презентация итоговых результатов проекта для родителей (презентация) 2
  • В процессе реализации проектадостигнуты следующие результаты:
  • §Проект способствовал приобретению дополнительных знаний детей об огородных культурах томата и огурца.
  • §Проект способствовал формированию умения у детей сопоставлять изменения растений на учебно-опытном участке и в теплице.
  • §Проект продолжил формировать представления детей об основных потребностях конкретных растений, особенностях их строения и основных потребностях .
  • §Проект помог совершенствовать трудовые действия дошкольников по уходу за растениями учебно-опытного участка и теплицы.
  • §Способствовал формированию умения использовать наблюдения как способ познания.
  • §Способствовал приобретению дополнительных компетенций детско-родительского сотрудничества.

В проекте приняли участие дети группы «Маячок», их родители, педагоги группы.

Дошкольники обогатили свои представления о культурных растениях томата и огурца.

Совместно с педагогами и родителями дошкольники наблюдали за ростом и развитием культур, посаженных в теплице и учебно-опытного участка ДОУ, научились понимать связь между средой обитания конкретных растений и особенностями их роста и созревания.

Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями способствовала развитию у детей познавательного интереса и развитию экологических знаний. Реализация проекта способствовала закреплению навыков заботливого отношения младших дошкольников к окружающему миру природы и ее объектам.

Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в ДОУ, компетентности в вопросах экологического просвещения.

Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.

ЛИТЕРАТУРА:

  • 1.Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития, 2013.
  • 2.Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
  • 3.Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014.
  • 4.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • 5.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.: Мозаика — Синтез, 2016.
  • 6.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика — Синтез, 2006.
365
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!