Проект " Времена года" в 1 младшей группе.
Дошкольное образование
Цель проекта. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года.
Задачи проекта:
1. Обогатить представления детей о мире природы.
2. Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
3. Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
4. Развить собственный познавательный опыт.
5. Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
6. Развить связную речь, обогатить словарный запас.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный (сентябрь)
-Определение целей и задач.
-Создание развивающей среды
— Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
— Подборка дидактических игр и наглядного материала
-Подбор художественной литературы
-Картотека пальчиковых и подвижных игр
2. Практический ( октябрь – май)
Организация деятельности детей
3. Заключительный ( май — июнь)
Определение результата практической деятельности с детьми
Презентация о проделанной работе.
Формы работы:
— Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры
-Речевые игры, сюжетно-ролевые игры
-Наблюдения в природе
— Труд в природе
-Экспериментальная деятельность
-Продуктивная деятельность
-Чтение художественной литературы
Содержание работы:
- 1.«Осень в красках» (Сентябрь 2020 г. – Ноябрь 2021г.)
- Цель: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы.
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | |
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие педагога с семьей | ||
Коммуникативная, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы. | Сентябрь «Листопад» | 1.Беседы: «Осень в гости к нам пришла». 2.Д/игра «Что нам осень принесла». 3.П/и.«Умедведя во бору» 4. Д/игра «Когда это бывает?» 5. Разучивание стихотворений об осени. 6.Чтение И. Бунин «Листопад» 7.С.р. игра « Овощной магазин» 8. Д/и. «Ваза и корзиночка» (овощи, фрукты) 9.С/р. «Оденем куклу Катю на прогулку» 10. Д/и. «Ваза и корзиночка» (овощи, фрукты) | 1. Консультация « Витамины с грядки» |
Коммуникативна, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы. Коммуникативна, двигательная, изобразительная. | Октябрь « У природы нет плохой погоды» Ноябрь «Животные» | 1.Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик». 2.Дидактические игры: «Собери листочки по цвету» 3.Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». 3. П/игра «Солнышко и дождик» Рисование «Дождик». 5. 6.Д/и. «Сложи картинку» 7. Исследовательская деятельность: проведение опыта с вертушкой (крутится, не крутится). 8.Рисование «Осеннее дерево» 1.Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» 2.Рассматривание картины «Зайчиха с зайчатами. 3.П/игра «Зайка беленький….», «У медведя во бору». 4.Настольная игра Времена года» 5. Пальчиковые игры «Заяц и кочан капусты». 6.Д/и. «Какого животного не стало» | 1. Выставка рисунков «Осень золотая» 1. Консультация «Учим детей наблюдать». |
- 2.«Волшебница – зима» (декабрь 2020 г. – февраль 2021 г.)
- Цель: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы.
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | |
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие педагога с семьей | ||
Коммуникативна, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы. | Декабрь «Зима пришла» | 1.Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». 2.Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». 3.Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). 4.Рисование: «Падает, падает снег» 5.П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». 6.Д/и «Когда это бывает». 7.М.Картушин «Падает снежок» | 1. Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». |
Коммуникативна, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы. Коммуникативна, двигательная, изобразительная, позновательно-исследовательская. | Январь « Зимние забавы» Февраль « Зимующие птицы» | 1.Беседа «Зимние забавы». 2.Дидактические и настольные игры «Что зимой бывает», «Оденем куклу на прогулку» «Разрезные картинки» 3.Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». 4.Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Как снег становится водой». 5.П/и «Снежинки и ветер»,«Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; 6. Рисование: «Падает, падает снег» 7. К.Чуковский «Елка» 1. Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». 2.П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». 3.Чтение: О.Высотская «Холодно» 4. Рисование «Ветка рябины для снегирей» 5. Наблюдение за: птицами. 6. Настольные игры « Времена года» 7. Д/и «Зима в лесу» | 1. Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» 1. Консультация для родителей: «Помощь птицам зимой». |
- 3.«Весна-красна» (март 2020 г – май 2021 г).
Цель: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы.
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | |
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие педагога с семьей | ||
Коммуникативна, познавательная, двигательная, изобразительная | Март « Весна пришла» | 1.Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины. 2.Чтение В.Берестов «Март». 3.Посадка лука. 4.Д/игра «Весна в лесу», «Подбери зонтики по цвету» 5. Пальчиковая игра «Возвращение птиц» 6. П/и «Солнышко и дождик», «Через ручеёк». 7. Уход за комнатными растениями | Папка-передвижка: «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» |
Коммуникативая, двигательная, изобразительная, позновательно -исследовательская. | Апрель «Птицы прилетели» | 1. Беседа « «Ног не намочи – не становись в ручьи!». 2.Д/игра «Перелётные Птицы, «Сложи картинку» 3.П/игра « Скворечники» 4.Чтение К.Льдов «Ласточка» 5.Рассматривание иллюстраций « Птицы прилетели» | 1. Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» |
Коммуникативна, двигательная, изобразительная, позновательно -исследовательская. | Май «Разноцветная весна» | 1.Рассматривание альбома « Весна» 2. Д/и. «Одень куклу на прогулку». 3.Чтение: Полянская «Одуванчик». 4.Эксперименты: -опыты с водой (соленая, цветная и т. д.), -опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой). 5. Рисование «Травка зеленеет». 6. П/игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики». |
Заключительный этап.
1.Подготовка презентации по фотографиям.
2.Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2001. — 128с.
2.Деревянко Т. « Времена года». Библиотека малыша. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010-64с.
3.Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! — М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
5.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. — М.: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети).
6.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с
7.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип./ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с.
8.Рыжова Н. А «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию. М.: Линка – Пресс 1988,-128 с.илл
9.Тюменцева С.Н. «Диалоги о воспитании»: Сборник/Тюменцева С.Н., ООО «Референт», — Саранск, 2009. – 2009. – 66с.
10.Ульева Е.А. Творческие задания. Времена года. Осень.Зима.Весна. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.- (Умный мышонок)