Профориентационный проект "Доктор Айболит"

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Автор проекта: Воеводина Ирина Николаевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 114 комбинированного вида» МБДОУ «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Без докторов мы никуда:
Мы к ним идем, когда беда,
Им свою жизнь мы доверяем.
Мы труд их очень уважаем.

Актуальность проекта.

В условиях преемственности по профориентации детский сад является базовой основой единой системы образования. Ознакомление детей с трудом взрослых – важная задача дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только тогда, когда станет использоваться системный подход к этому вопросу.

Если взрослые правильно организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, так что значимым звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников возможны детальные, вполне конкретные представления о различных видах труда взрослых.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с наибольшим количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями его родителей, хорошо знакомых людей, чей труд можно наблюдать изо дня в день.

В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребенок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире профессий.

В настоящее время существуют следующие проблемы ранней профориентации детей:

— Недостаточная информированность детей о профессии

— Не сформирован постоянный познавательный интерес к труду взрослых

— Не реализуются в полной мере реальные возможности детей по освоению трудового опыта взрослых

Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС, возрастных особенностей старшего возраста и объема информации, которая может быть ими усвоена.

Цели проекта:

  • 1.Формирование, расширение и обобщение представления детей о профессиях медицинских работников, содержанием и значимостью их труда для жителей города.
  • 2.Формирование заинтересованного отношения к профессии врача.
  • 3.Привлечение родителей к участию в проекте и обогащение их педагогического опыта.

Задачи проекта:

  • 1.Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь;
  • 2.Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
  • 3.Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, и вести здоровый образ жизни;
  • 4.Обогащение игровой деятельности детей путем внедрения новых сюжетов в сюжетно-ролевую игру;
  • 5.Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольника.

Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя)

Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный

Материально-техническое оснащение: атрибуты к сюжетно-ролевой играм «Больница» (медицинские инструменты, халаты, пузырьки, шпатель, вата, бинт, маски, шприцы, градусник, фонендоскоп и т.д.); дидактические игры, художественная и познавательная литература в группе, иллюстрации по теме, интерактивная доска (планшет) для интерактивных игр, проектор, экран для демонстрации слайдов.

Предполагаемый результат:

  • обогащение знаний детей о профессии врача, специальностях врача.

В сюжетно — ролевых играх будет просматриваться четкая сюжетная линия.

  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания детей

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1.Подготовительный этап (Поисково-информационный)

— подбор методической и художественной литературы,

— подбор иллюстраций по теме, создание презентаций,

— подбор пособий и игр по данной теме,

— подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки; размещение справочной информации по тематике,

— работа с социумом («Поликлиника») для организации целевой прогулки

2.Основной этап.

В практике с дошкольниками по ранней (детской) профессиональной ориентации в дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы работы. Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно – творческая деятельность обогащают представления детей о труде взрослых, а, имея эти представления, они осознают, что их родители, нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интересней и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии – самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсии в медицинский кабинет, поликлинику дошкольники знакомятся с профессией медсестры, со специальностями врачей не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать профессию.

С целью ознакомления с профессией врача целесообразно использовать следующие формы организации работы:

1.Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Доктор Айболит»

Р.Киплинг «Слоненок»

О.Дриз «Как сделать утро волшебным»

С.Капутикян «Кто чем поможет»

В.Маяковский «Кем быть»

В. Берестов«Больная кукла»

Е. Благинина«Больной зайка»

Г. П. Шалаева«Кем мне стать».

2.Беседы, ситуации общения, решение проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации «Если б не было врачей», «Поликлиника закрылась? Чем помочь больным?». «Витамины – нужны или вредны?».

Беседа «Кто нас лечит», «Как нужно вести себя в кабинете у врача», «Полезные и вредные продукты для здоровья», «Спор фонендоскопа и градусника»

3.Просмотр презентации «Кто нас лечит?». Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, журналах

4.Организованная образовательная деятельность: «Полезные и вредные продукты», «В гостях у доктора Айболита», «Береги здоровье смолоду»

5.Дидактические игры: «Что для кого», «Какой врач поможет», «Кому что нужно для работы».

6.Сюжетно-ролевые игры: „Ветлечебница», «Поликлиника“, «Санаторий», «Аптека»

7. Целевая прогулка: „В поликлинику»

8.Взаимодействие с родителями: Индивидуальная беседа с родителями о помощи в реализации проекта. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница». Встреча родителя с детьми «Рассказ о своей профессии»


3.Заключительный этап.

1.Фотовыставка: «Мы знакомимся с профессией врача»

2.Выставка работ совместного творчества взрослых и детей: «Профессия моей мечты»


Результативность проекта:

У детей повысилась познавательная активность, желание узнавать новое о профессиях взрослых;

У детей сформировалось чувство уважения к труду взрослых, профессии врача;

В сюжетно — ролевых играх просматривается четкая сюжетная линия, игровая деятельность детей стала богаче путем внедрения новых сюжетов;

Пополнилась развивающая среда в группе (познавательная и художественная литература;

Оформлена фотовыставка и выставка детского творчества;

Оформлена дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;

В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Профессия — врач»;

Активное участие в работе проекта приняли родители.

Список литературы

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В. Алешина.-М.: “Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой.- М.: Просвещение,1974.-192с.

3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В, Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.

702
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!