"Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3-4 лет"

Тип статьи:
Авторская

ПРОЕКТ

на тему:

«Роль устного народного творчества

в развитии речи детей 3 — 4 лет»

Выполнила:

Воспитатель детского сада № 9

Варлашина Е. А.

Рузаевка, 2021г.

Аннотация проекта

У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важным источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, я выбрала тему для проекта «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Содержание

1. Введение…. …3

2. Основная часть….5

3. Заключение….…. 8

4. Материально-техническое обеспечение……8

5. Список использованных источников….9

Введение

Актуальность проекта

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Но все малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы и сказки. Одни и те же сказки они готовы слушать каждый день.

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Закладывать основы нравственности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственное развитие детей, формирование нравственного качества, понятия о нормах поведения.

Фольклор — одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.

На третьем году жизни детей задача развития понимания речи остается актуальной. Просто разговаривать с ребенком недостаточно, следует развивать и активную речь малыша. С этой целью прекрасно справляется устное народное творчество: сказки, потешки.

Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы.

Каждый педагог группы раннего возраста погружен в систему целенаправленной работы по развитию речи у детей. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около воспитателя, он начнет повторять понравившиеся слова, небольшие фразы, пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Нужно постараться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться за них.

Цель проекта:

Развитие речи у детей младшего возраста посредством устного народного творчества, приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям.

Задачи проекта:

1. Расширить и активизировать словарь детей.

2. Развитие художественно — творческих способностей;

3. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

4. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта: познавательный, краткосрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Ожидаемые результаты:

Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

У родителей повысится общий культурный уровень.

Основная часть

Этапы реализации проекта:

1 этап.

Изучение литературы: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; подбор соответствующих сказок, потешек.

2 этап.

  • Работа с родителями:

Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

1. Привлечение родителей к участию в выставке рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».

2. Консультации «Читаем с малышом», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей», «Использование потешек в воспитании культурно-гигиенических навыков».

3. Привлечение мам и бабушек к акции «Расскажи сказку».

4. Привлечение родителей к изготовлению книги «Наши добрые сказки».

  • Работа с детьми:

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, потешкам.

4. Подбор потешек по темам:

— Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока», «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый».

— Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга».

— Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!».

— Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка».

– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой».

— Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар».

— Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «Кто у нас хороший?».

5. Подбор потешек для режимных моментов.

6. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра.

7. Настольные игры «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

8. Проведение организованной образовательной деятельности с детьми: «Накроем стол»; «Сорока-сорока…»; «Как у нашего кота…»; «Бычок черный бочок, белые копытца».

9. Лепка: «Неваляшка», «Пряники», «Красивая птичка».

10. Рисование: «Украсим рукавичку», «Украсим тарелочку», «Разноцветные платочки».

11. Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор», «Найди и покажи», «Чудесный мешочек».

12. Подвижные, хороводные игры: «У медведя во бору», «Барашеньки, крутороженьки…», «Мишка по лесу гулял…», «Зайка серый умывается», «У дядюшки Трифона…».

13. Пальчиковые игры: «Два козлика», «Цыплята», «Пять поросят», «Котята», «Маленькая мышка»

14. Инсценирование фрагментов сказок о животных, чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.

3 этап:

1. Создание книги «Наши добрые сказки»;

2. Выставка рисунков

3. Презентация содержания проекта для и родителей.

Заключение

Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»- яркий пример интеграционного взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учетом их возрастных особенностей, чувственного опыта, интереса, а также при активном взаимодействии с родителями воспитанников.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Материально – технические ресурсы

1. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.

2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.

3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.

4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

Дидактические материалы

1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.

2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.

Список использованных источников:

1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки

// Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.

4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

5. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.

6. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. — М., 2006.

7. Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

8. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост.: З. А. Михайлова, А. С, Каменная, О. Б. Васильева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.

10. Ребенок третьего года жизни //пособие для родителей и педагогов// под редакцией С. Н. Теплюк-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

638
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!