Проект по экологии "Лес-наше богатство"
Дошкольное образование
Тема проекта: «Лес – наше богатство».
Автор проекта: Аверкина Т. М.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
База исследования проекта: подготовительная группа №11.
Сроки реализации проекта: ноябрь-январь 2020-2021 г.г.
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность проекта
«Любовь к природе, как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается у нас с детства.»
И. Соколов-Микитин
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.
Новизна проекта
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно — образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Гипотеза проекта:
Экологический проект «Лес – наше богатство», позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле.
Задачи реализации проекта:
Обучающие:
Расширить и закрепить знания и представления детей о лесе и его обитателях;Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.Развивающие:
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса;Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческиеспособности.
Развивать и поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, познавательную активность.Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослыхВоспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.Формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.Инновационная направленность проекта
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к экологии.
Интеграция образовательных областей:1. Социально-коммуникативное развитие: развитие самопознания и положительной самооценки; 2. Физическое развитие: формирование потребности в здоровом образе жизни; 3. Художественно-эстетическое развитие: овладение различными видами худ. деятельности; 4. Речевое развитие: Развитие связной речи и расширение активного словаря
Предварительная работа:картотека игр, подборка художественной литературы, альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей. Фильмы о природе Аудио и видеоматериалы о лесе и его обитателях.
Методы и приемы реализации проекта:
Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
Беседы;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Игровая деятельность;
Практическая (продуктивная) деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта:
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие представления:
Умение видеть и доказывать принадлежность растений и животных к живым организмам: питаются, двигаются, дышат и т. д.Умение называть животных леса, описывать особенности внешнего вида, повадки, образ жизни.Умение называть растения леса, описывать особенности внешнего вида, приносимую пользу.Умение устанавливать связи внутри системы (например, пищевая цепочка: заяц ест траву, а лиса ест зайца).Умение устанавливать связи между животными и растениями в условиях конкретной среды (сообщество).Понимание важности сохранения леса (бережном, гуманном отношении к природе).Ожидаемый результат для родителей воспитанников от участия в проекте:
Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта.Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.Долгосрочные результаты реализации проекта:
В результате полученных знаний, сформированных представлений о лесе как экосистеме у детей сформируется:
Основы экологической культуры, сознания — положительное, бережное, гуманное отношение не только к лесу и его обитателям, но и к окружающей его природной среде.Механизмы реализации проекта.
— Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
— Формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ «Детский сад №42, детей и родителей в процессе организации работы по экологическому воспитанию.
— Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад №42 с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации проекта.
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Экологического воспитания дошкольников. «Лес — наше богатство».
Деятельность по экологическому воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность — знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и экологического воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
1.Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
2.Подбор литературы по теме
3.Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4.Подборка подвижных, дидактических игр,
5.Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Поэтапный план реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
— Какие деревья ты знаешь?
— Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
— Как правильно использовать лес?
— Какие меры по охране леса вам известны?
2. Основной этап:
Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
Практическая часть:
Беседы по теме;
НОД по теме;
Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя, вербы. Зарисовки, в дальнейшим — посадка ростка на участке детского сада.
Изготовление дидактического пособия
Сюжетно-ролевая игра: «В гости к лесным жителям»
Изготовление папки – передвижки для родителей: «Наша планета цветущий сад»
Акция сбор макулатуры, с участием родителей «Сохрани дерево»
Домашние задания:
Выставка семейного творчества «Природа и фантазия»(из коряг, веток, спилов, листьев, семян и др.
Изготовление кормушек вместе с родителями.
3. Заключительный этап:
Развлечение «Лес – наш друг».
План мероприятий на ноябрь-январь
Сроки проведения | Мероприятия |
Ноябрь | 1.НОД «Осень в лесу» 3. Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Березовый сок», М.Пришвин «Цветут березки. Как нужно собирать березовый сок, чтобы не навредить природе. 4. Изготовление дидактического пособия «Узнай дерево». 5.Выставка семейного творчества «Природа и фантазия»(из коряг, веток, спилов, листьев, семян и др.) |
Декабрь | 1. Беседа о правилах поведения «Берегите лес» 3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как можно защитить лес. 4.Сюжетно-ролевая игра: «В гости к лесным жителям» 5.Изготовление папки – передвижки для родителей: «Наша планета цветущий сад» 6.Акция сбор макулатуры, с участием родителей «Сохрани дерево» |
Январь | 1.Экскурсия по территории детского сада: « Наблюдение за кустарниками и деревьями нашего края». 2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев». Рисование «Черемуха душистая»К. Ушинский. Спор деревьев, М. Скребцова «Липкины дары» 3. Художественное творчество «Сирень» (рисование поролоном) 4.Развлечение «Лес – наш друг» |
Вывод:
Проведенная работа показала, что дети активно принимали участие в изготовлении поделок из природного материала, очень заинтересовал их вопрос о том что лес это легкие планеты. С интересом слушали и обсуждали рассказы о животных по произведениям Пришвина, Бианки и.т.д. Все принимали активное участие вместе с родителями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
2. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
3. О.А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
4. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др.Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.