ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»
Тема проекта: «Будь природе другом»
Автор: Дмитриева Светлана Евгеньевна
Участники проекта: дети старшей группы №8, родители, воспитатели.
База исследования проекта:МАДОУ «Детский сад № 42».
Сроки реализации проект: короткосрочный.
Вид проекта: познавательный.
Тип проекта: образовательно-творческий, информационно-творческий
Актуальность проекта: Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Новизна проекта: новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Гипотеза проекта: если систематически проводить работу с дошкольниками по экологическому воспитанию, то у них повысится экологическая культура, чувство бережного отношения к природе.
Цель проекта:
Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых их воспитывающих.
Интеграция образовательных областей:
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»– дать представление детям об окружающей среде, взаимодействии и влияние человека на окружающую нас природу
«Познавательное развитие» – организуются дидактические игры для ознакомления с навыками правильного, доброжелательного поведения в природе.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – организуются досуги, театрализованная деятельность.
«Физическое развитие» – проведение физминуток, пальчиковых и подвижных игр.
Предварительная работа:
Подбор методической и художественной литературы, изготовление наглядного материала, презентации по темам «Чистая водичка», «Берегите природу», изготовление настольно-печатных и дидактических игр, пополнения экологического уголка ;
Методы и приемы реализации проекта:
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
-наглядный (демонстрация, использование ТСО)
-практический (рассматривание);
-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) метод обучения.
Формы реализации проекта:
— Игры: дидактические, словесные, театрализованные, подвижные.
— Экскурсии на природу, наблюдения.
Проект построен на основе методических принципов:
-учет возрастных особенностей детей;
-доступность материала;
-постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), компьютер, телевизор, литература, настольные и дидактические игры.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
2. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
3. Повышение экологической культуры всех участников проекта.
4. Пополнить знания об охране природы родного края
Этапы проекта:
1 Этап. Подготовительный.
-Подбор методической и художественной литературы ;
— Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях, проектирования, моделирования, формирование организации проектно-исследовательской деятельности с ребенком.
— Изготовление настольно-печатных игр;
- Разработка конспектов НОД;
- 2Этап. Реализация проекта.
— Участие родителей в реализации проекта
— Формирование системы представлений об окружающем мире, развитие исследовательских способностей и познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для познавательной активности детей.
- Реализация проекта в разных видах деятельности:
Виды деятельности | Интеграция образовательных областей | ООД и совместная образовательная деятельность в режимных моментах |
Игровая | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Цирк»,«Семья», «Путешественники». Настольно – печатные игры: -«Моя Республика Мордовия», -«Мой город» -«Насекомые» Дидактические игры: — «Кто живет у нас в лесу?», -«Растения нашего края» — «Правила поведения в лесу», -«С какого дерева лист?» |
Двигательная | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Подвижные игры: «Мошки и ласточки», «Что дымит», «Сортировка мусора». |
Познавательное развитие | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | 1. НОД «В гостях у лекарственных растений» 2. НОД «Подземные жители » 3.НОД «Сохраним природу» |
Чтение художественной литературы | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» | Загадки о растениях и о животных. Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому, Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок», Н.Павловой «Большое чудо». Расскраски по теме |
Музыка | «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | Прослушивание фонограмм: |
Физическое развитие | «Физическое развитие» | Утренняя гимнастика «Травушка-муравушка», «Зайчики». |
Художественно-эстетическое развитие | «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | 1.НОД Лепка «Редкие животные наших лесов» 2.НОД Рисование «Сохраним природу » 3. Конструирование «Жилище для животных» |
Содержание проектной деятельности:
Понедельник
В первую половину дня
1. Беседа «Мусор и люди»
2. П/и «Мошки и ласточки»
3. НОД «Редкие животные наших лесов»
Во вторую половину дня
1. Чтение рассказа «Прогулка в лес» Т.А Шорыгина
2.Загадывание загадок по теме
Вторник
В первую половину дня
1. Дидактическая игра «С какого дерева лист»
2. НОД «Сохраним природу нашего края»
Во вторую половину дня
1. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»
2. Пословицы и поговорки о растениях и животных
Среда
В первую половину дня
1. Настольно печатная игра « Моя Республика Мордовия»
2.Сюжетно ролевая игра «Путешественники»
Во вторую половину дня
1. Чтение и заучивание стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»,
2. Показ картинок о сохранении природы
3. Сюжетно ролевая игра «Цирк»
Четверг
В первую половину дня
1.Беседа «Всё о природе»
2.НОД по конструированию «Жилище для животных »
3.П/и «Что дымит?»
Во вторую половину дня
1.Прослушивание фонограмм
3. Предложить детям раскраски по теме
Пятница
В первую половину дня
1. Д/и Правила поведения в лесу»
2. Настольно печатные игры «Насекомые»
3. Чтение рассказа «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому
4. п/и «Сортировка мусора»
Во вторую половину дня
1.Д/и «Кто живет у нас в лесу»
2. Настольно печатная игра «Мой город»
Работа с родителями.
- -Пополнение экологических центров материалами для экспериментирования, игровой и трудовой деятельности .
— Консультации с родителями:«Играя, познаём природу»
Итоговый этап.
- -Оформление фотовыставки по итогам проекта.
- -Создание выставки детских работ.
- -Презентация проекта.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36-42.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. — М.: Просвещение, 1972. — 126 с.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
5.Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. — М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.