Проект «Бумага. Виды. Качества и свойства»
Проект «Бумага. Виды. Качества и свойства».
Автор проекта: Макарова Наталья Николаевна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 114 комбинированного вида» МБДОУ «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
А.С. Выготский
Проект: познавательно – исследовательский творческий, групповой.
Длительность: кратковременный Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые
представления об окружающем мире, формируется умение
устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные
знаний в доступной практической действительности. Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу, льет воду, насыпает песок и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами.
Объектом исследовательской деятельности стала бумага. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о том откуда появилась бумага, как ее изготавливают, о разнообразии бумаги, ее свойствах. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.
Знакомство с миром бумаги позволяет педагогам расширить знания ребёнка о рукотворном мире, обогатить содержание социального опыта и влиять на всестороннее развитие. К тому же существует потребность повышения уровня экологической культуры дошкольников.
У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Работа с бумагой способствует развитию воображения, креативности, речевому развитию дошкольников. Важно вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитанию жизненно активной позиции у детей и родителей.
Проблемная ситуация: Наводя вместе с детьми порядок в «Центре детского творчества», разбирая листы с рисунками, обнаружили, что большинство листов испорчены не дорисованными рисунками и их ни кто не берет для рисования. После того, как мы объяснили детям, что так делать нельзя и «Бумага — это ценный материал», дети заинтересовались, почему же бумага так ценна, ведь ее так много у нас? Постепенно беседуя, подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага, какие её свойства, как ее производят.
Цель проекта: Создание условий для расширения и обогащения знаний детей о бумаге, ее качествах и свойствах. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.Задачи.
Образовательные. Обеспечить развитие представлений об основных свойствах бумаги, её видах, формировать умение сравнивать качества и свойства бумаги. Формировать умения и навыки экспериментирования с бумагой, обогатить словарь новыми словами по данной теме.Расширить представления детей о назначении бумаги.
Развивающие. Побуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию. Активизировать творческую деятельность и игровой опыт детей. Развивать воображение ребенка, способность фантазировать обобщать полученные сведения в результате исследовательского опыта.
Воспитывающие. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат.
Для детей: развитие интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов с бумагой. Получение представления о видах бумаги, её свойствах, качествах, назначении. Привлечение внимания к бережному и экономному использованию бумаги.
Для родителей воспитанников: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. Обогащение предметно — пространственной среды группы
Этапы проведения проекта:
1 этап подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2. Составление перспективного плана.
3.Подбор опытов по данному возрасту.
4.Создание условий для реализации данного проекта.
5. Определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
2 этап основной
1.Речевое развитие.
Темы бесед:
Составление сказок о поделкахПроисхождение бумагиВиды бумагиОткуда пришла бумагаКоллекционер бумагиДерево – источник бумагиЧем пользовались люди, когда не было бумаги?Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?Чтение: Стихи:
«Я листок бумажный»«В сказочном царстве»«Лист бумаги» С. Михалков«Смешной цветок» Агния Барто«Простой листок бумаги» Н. Колесова«Бумажный кораблик по имени «Книга» А. СметанинСказки:
«Сказка о бумажной фее» З. Литвинова«Сказка о бумажном маге» Ю.Марковцев«Сказка о бумажной балерине» Д. Новак«Сказка о чистом листе бумаги» Е. СоснаРассказ:
«Откуда пришла бумага?» Б.ЖитковЗагадки о бумаге.
Пословицы и поговорки о бумаге
Экологическая сказка «Волшебная бумага».
2.Познавательное развитие.
Рассматривание коллекций бумаги «Какая разная бумага»
Опыты:
- •Волшебная бумага
- •Сравнение бумаги
- •Разрывание бумаги
- •Вода и бумага
- •Шуршащая или поющая бумага
- •Склеивание бумаги
- •Летающая бумага
- •Прочность бумаги
- •Сметание бумаги
Изготовление бумаги собственного производства
Просмотр видеоролика из серии «Фиксики» «Как делают бумагу».
Презентации для малышей: « Бумажное чудо», «Давайте знакомиться: Бумага»
3. Художественно эстетическое развитие.
Аппликация « Цыплята», «Букет для мамы», «Составь красивый узор».
Конструирование из бумаги «Конфетка для мамы», «Лодочка».
Рисование « Ниточки — дорожки».
Нетрадиционное рисование комочками бумаги.
Панно « Разные виды бумаги».
4.Социально коммуникативное развитие
Проблемные ситуации «что будет с бумагой, если ее закопать в землю», «Как и почему мнется бумага».
Дидактические игры: «Найди и принеси бумажный предмет», «Узнай, кто позвал», «Бывает, не бывает»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин цветов », «Магазин канцелярских товаров», «Мастерская игрушек из бумаги»
5. Физическое развитие.
Игры с бумажными самолетиками, султанчиками и вертушками.
Работа с родителями.
Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.
Изготовление коллекции бумаги «Такая разная бумага».
Консультация «Экспериментируем дома с малышами», «Вторая жизнь бумаги», « Квиллинг – поделки из бумаги».
3 этап заключительный
1.Выставка совместных работ детей и родителей «Бумажная фантазия».
2.Картотека опытов с детьми 1 младшей группы.
3.Презентации« Бумажное чудо», «Давайте знакомиться: Бумага»
Перспектива.
1.Продолжать работу по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
2.Пополнять и обновлять материал и оборудование в уголке экспериментирования.