ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение «знаний для знания», потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача педагога — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО от 17.10.2013г № 1155. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса.
Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является — переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребёнка. Показатель эффективности образования — не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка. На смену обычным программам пришли программы, направленные на развитие личности ребенка. ФГОС ДО направлены на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые впоследствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов.
Сегодня понятие «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Получение ребенком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменение мотивов поведения.
Метапредметные результаты в своем смысловом контексте, очень схожи с целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования:
Метапредметные результатыЦелевые ориентиры
освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет
Федеральные Государственные требования определяют такие личностные качества дошкольника 6,5 – 7 лет:
— Любознательный, активный.
-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
-Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Пути достижения данного социального портрета выпускника –это:
• оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами;
• создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
• использование новых современных инновационных образовательных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Так же как и в начальной школе в дошкольном образовании активно внедряются и используются различные инновационные технологии, которые в конечном результате направлены на формирование у дошкольников личностных, предметных и метапредметных компетенций.
Современные инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании:
•здоровьесберегающие технологии;
•технологии проектной деятельности;
•технология исследовательской деятельности (опыты (экспериментирование); коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте; путешествие по «реке времени»);
•информационно-коммуникационные технологии;
•личностно-ориентированные технологии;
•технология портфолио дошкольника и воспитателя
•игровая технология
•технология наглядного моделирования
•технология «ТРИЗ»
Постановка задачи развития метапредметных умений у дошкольников не означает, что произойдет вытеснение игры из ежедневной жизни ребенка, напротив, все задания по развитию метапредметных умений формируются через игровые виды деятельности. То есть, подбор игр, заданий, направленных на формирование метапредметных умений, способствует повышению эффективности образовательного процесса, обеспечивая преемственность дошкольного и начального образования.
Преемственность в образовании- это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Между дошкольными учреждениями и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательного процесса.
Подводя итоги, отметим еще раз, что основным образовательным результатом считается формирование мотивированной компетентной личности, воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, то есть умением учится.