Дети наши общие заботы

Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относить таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Причины безнадзорности:

— утрата детьми одного или обоих родителей, условия труда и быта взрослых членом семьи ( длительные командировки или состояние их здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей,

— неблагоприятная обстановка в семье ( конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т.п.) и в детском коллективе ( отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами в результате авторитарного стиля воспитания, неудачи в учебном процессе и др.).

Безнадзорность также является следствием низкого уровня социально- бытовых условий жизни взрослых, практически не оставляющих им времени на общение с детьми, нередко к безнадзорности приводит педагогическая неграмотность взрослых членов семьи, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по отношения к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении материальных потребностей детей, в недостаточной требовательности к детям, нежелании контролировать их образ жизни ( в т.ч. распорядок дня, выполнение домашних заданий), интересоваться детскими увлечениями, кругом общения.

Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей.

Советы родителям.

Ребёнок ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы. Ребёнок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье. Во многих капризах и шалостях ребёнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Правила позитивного общения с ребёнком.

Безусловно принимайте и уважайте ребёнка. Если вы рассержены на ребёнка, нужно выражать своё недовольство. Но не ребёнком в целом, а его отдельными действиями. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастёт в неприятие ребёнка. Активно выслушивайте его переживания и потребности. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте успехи. Делитесь своими чувствами. Конструктивно разрешайте конфликты. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.

Ребёнок учится тому, чему его учит жизнь.

Если ребёнок живёт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь. Если к ребёнку относятся враждебно, он учится драться. Если ребёнка высмеивают, он учится быть застенчивым. Если ребёнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым. Если ребёнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению. Если ребёнка поощряют, он учится уверенности в себе. Если ребёнка хвалят, он учится благодарности. Если к ребёнку относятся честно, он учится справедливости. Если ребёнок растёт в безопасности, он учится доверять. Если к ребёнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Семь правил для взрослых.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай». За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала! Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону! Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Система принципов семейного воспитания.

Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.

Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

Бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей.

Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, — ребенок никогда не станет безнадзорным.

1. Астапов В. М.Педагогу о психическом здоровье учащихся. М., 1991.

2. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Интеллект-Центр, 2001.

3.Конюхов Н. И.Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

4.Ларионов А. В.Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997.

5.Маленкова Л. И.Воспитание в современной школе. М.: Ноосфера, 1999.

6.Мартынова М. С.Социальная работа с детьми группы риска. М.: Социальный проект, 2004.

7. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность детская».

9.Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации. М., 2002. С. 27.

10.Верцинская Н. Н.Трудный ребенок. Минск: Народная Асвета, 1989.

nsportal.ru

xn--102-mdd4c4a.xn--p1ai/files/neblagopoluch.pdf

pedagogicheskaya.academic.ru

www.orthedu.ru

195
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!