«Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учётом ФГОС»

«Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учётом ФГОС».

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития

ребенка.

(В.А.Сухомлинский)

Разработала: воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Купцова Е. Н.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома — это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке — они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

На протяжении всего учебного года, я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы.

В моей группе уголок природы находится в специально отведённом, хорошо освещённом месте. Он находится слева от окна. В нём размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, природный материал, инвентарь для ухода за растениями, художественная литература, календарь природы, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения», «Рыбы», «Деревья и кустарники» и др., папки раздвижки со стихами, пословицами, загадками, потешками, природными приметами, детскими рисунками и детские поделки.

В уголке ежедневно дежурят по два ребёнка. Один ребёнок поливает цветы (фикус, хлорофитум) опрыскивает, другой протирает пыль (влажной мягкой тряпочкой или губкой). Поливка цветов – один из сложных для детей приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы болеют от излишней влаги, другие от её недостатка. Так же я учу детей учитывать время года, во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают, а также учитывается роль света, тепла и влаги в жизни растений. Вместе с детьми мы производим, при надобности, рыхление земли, подкормку. Общение с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия и овладевают орудием труда, а я, в своё время, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Дети сами уже умеют распределять между собой обязанности. Моё общение сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. В беседах с детьми, я углубляю и закрепляю знания дошкольников о разнообразии растений на земле. Чтобы закрепить впечатления, я использую художественное слово, народные приметы, загадки. И обязательно нахожу возможность похвалить ребёнка, не один раз, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Такое педагогическое общение в совместной деятельности, очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Вместе с детьми выращиваем в группе лук (в лотках). Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.

В уголке природы, есть зона, где дети индивидуально занимаются с природным материалом: семечки различных видов (арбузные, тыквенные, подсолнуха, различные крупы, скорлупа грецкого ореха, фисташек, яичная скорлупа, шишки, их семена, ракушки. Листья мы собираем на прогулках, экскурсиях, а также дети вместе с родителями приносят их в группу и используют их в своих поделках, которыми они занимаются в свободное от занятий время. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.

В уголке природы, так же мы вместе с детьми отмечаем погодные изменения в календаре природы. Каждый день дети наблюдают за погодой, а затем мы беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они произошли. Заполнение календаря — важная совместная, практическая, систематическая деятельность, в процессе которой я обучаю детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, осуществляю познавательное общение с дошкольниками, — показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, в общем, доброжелательно помогаю им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом, а именно, развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Имеющая в уголке литература помогает детям закрепить те знания, которые они получили на занятиях по экологии. Так же из литературы они могут узнать много нового для себя, например: место обитания различных животных и растений, или же как появляются на свет цыплята). Так же в уголке имеется художественная литература, оформленная красочными иллюстрациями. Например: «Кто живёт в пустыне» Г. Ганейзер, «Золотой луг» М.Пришвин, «Лесные домишки» В. Бианки и др. В свободное время дети с большим интересом её рассматривают, ведут обсуждения между собой, задают вопросы мне, на которые я даю достаточно полные ответы.

В уголке природы мы с детьми постоянно выставляем их работы из природного материала и рисунки. Дети отражают в своих работах взаимосвязь между живыми организмами (животными), об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Например: поделки (коллективные) «Кто живёт на лесной поляне, «У бабушке во дворе», человека с природой.

Наблюдая за растениями, работая в уголке природы, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Родители принимают активное участие в оборудовании уголка, приобретении цветов, нужной литературы. Вместе с детьми изготавливаем поделки из природного материала.

253
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!