ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность Программы
1.3. Цели и задачи Программы
1.4. Основные направления работы с семьями воспитанников
1.5. Принципы, положенные в основу Программы
1.6. Предполагаемые результаты реализации Программы
1.7. Этапы реализации Программы
II. 2.1. Содержательный раздел программы Формы работы с родителями в период адаптации
2.2. Содержание работы с родителями
Список литературы
Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Программа педагогического просвещения родителей «По дороге к школе» (далее — Программа)
Руководитель программы Баранова Наталья Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории
Организация-исполнитель Детский сад
Адрес организации исполнителя
Цель программы объединение усилий родителей и ДОУ для будущей успешной социализации детей в обществе.
Направленность программы Социально-педагогическая
Срок реализации программы 1 год
Вид программы Уровень реализации программы адаптированная дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет воспитатель
Ожидаемые конечные результаты программы — Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса. — Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей. — Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.

— Будет сплочённость семьи как системы.

— Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.

I.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Программа педагогического просвещения родителей «По дороге к школе» (далее – Программа) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание Программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам основной общеобразовательной программы МАДОУ ".

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Семья и детский сад — та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья — это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция.

Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи в подготовительной к школе группе даёт импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Данная программа рассчитана 1 год.

Направленность программы по содержанию является социально педагогической.

Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию семьи и ДОУ для успешной интеграции детей в социум (а именно, для успешной адаптации в школьной жизни).

1.2.Актуальность Программы

Актуальность Программы обуславливается важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на данном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

-закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;

-приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384)

— санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26;

— Устав МАДОУ .

1.3.Цель и задачи Программы

Цель Программы – объединение усилий родителей и ДОУ для будущей успешной социализации детей в обществе.

Задачи программы:

  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
  • приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • использовать образовательный потенциал родителей для обучения и

воспитания детей;

организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия педагога с родителями воспитанников;

привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе будущих школьников;

активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы с семьёй;

создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников, необходимой для создания благоприятных условий для совместных игр, досугов и творчества с детьми;

оптимизировать детско-родительские отношения.

Практическая значимость Программы:

— повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным;

— создание методической копилки по данной проблеме;

— активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

1.4. Основные направления работы с семьями воспитанников

К семьям воспитанников нужно относиться как к первому и самому главному действующему лицу в воспитании и образовании ребенка.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения рекомендовано проводить по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование,

тестирование родителей, изучение запроса родителей и др.);

2. Познавательное направление (экскурсии, выставки, интересные

встречи с людьми);

3. Наглядно – информационное направление (через родительские

уголки, родительские собрания, папки-передвижки, мультимедийные часы, онлайт-консультации);

4. Досуговое направление

1.5.Принципы, положенные в основу Программы

Чтобы взаимоотношения с родителями, носили конструктивный характер, определены основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

— принцип преемственности, согласованных действий;

— принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;

— принцип открытости;

— принцип индивидуального подхода к каждой семье;

— принцип обратной связи.

Вниманию родителей рекомендовано предложить различные консультации:

— О проведению подвижных и спортивных игр с детьми.

— О пользе физических упражнений.

— Кризис шести-семи лет.

— «Компьютер «за» и «против».

— «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс» и другие.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

1.6. Предполагаемые результаты реализации Программы

— Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса.

— Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.

— Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.

— Будет сплочённость семьи как системы.

— Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.

В ходе реализации Программы будут созданы условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:

— у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

— содержание работы с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии мальчиков и девочек, выстраивается на более близком материале, поэтому адаптация в социуме проходит легче;

– ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

— дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;

— обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;

– выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.

На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности. Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

1.7.Этапы реализации Программы

Первый этап – подготовительный

Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический

Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1.Практическая реализация программы

2.Создание предметно-пространственной среды.

3.совместна работа воспитателей и родителей.

Третий этап – заключительный

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1.Проведение анализа проделанной работы;

2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

II. Содержательный раздел программы

2.1.Формы работы с родителями в период адаптации

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.

Традиционные:

-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)..

-Памятки.

-Буклеты.

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные для повышения педагогической культуры родителей).

— Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Семейные праздники (День матери и др.).

-Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

-Папки – передвижки.

-Выставки совместного творчества.

-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные:

— Сайт группы.

Проектная деятельность «Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских, Региональных, Муниципальных конкурсах детского творчества.

2.2.Содержание работы с родителями

Месяц Родительское собрание Родительский уголок Беседа Консультация
Сентябрь Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе» «Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет» «Зачем рисовать?». «Всё о развитии речи».
Октябрь «Профилактика нарушения осанки, комплексы упражнений». «Правила хорошего тона» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Ноябрь «Безопасность на дороге». «Спортивная обувь для занятий физкультурой». «Конвенция о правах ребенка».
Декабрь «Что должен знать родитель будущего первоклассника» «Что наблюдать в природе зимой». «Агрессивные дети.» «Готовим руку дошкольника к письму».
Январь «Искусство прощать и наказывать». «Обучение запоминанию» «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе».
Февраль Выставка рисунков «Папа и я– лучшие друзья». «Игры и упражнения для развития логического мышления». «В игре готовимся к школе».
Март «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы» «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». «Как провести выходной день с ребёнком». «Развитие творческих способностей ребенка».
Апрель «Воспитание самостоятельности». «Правила передачи ответственности» «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
Май Подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год «До свидания, детский сад» «Безопасное поведение детей на дороге» «А ваш ребёнок готов к школе?»

Список литературы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.- 128 с.- (Кодексы, Законы, Нормы)

2.Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с.

3.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)

994
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!