ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | |
I. | Целевой раздел программы |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Актуальность Программы |
1.3. | Цели и задачи Программы |
1.4. | Основные направления работы с семьями воспитанников |
1.5. | Принципы, положенные в основу Программы |
1.6. | Предполагаемые результаты реализации Программы |
1.7. | Этапы реализации Программы |
II. 2.1. | Содержательный раздел программы Формы работы с родителями в период адаптации |
2.2. | Содержание работы с родителями |
Список литературы | |
Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа педагогического просвещения родителей «По дороге к школе» (далее — Программа) |
Руководитель программы | Баранова Наталья Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории |
Организация-исполнитель | Детский сад |
Адрес организации исполнителя | |
Цель программы | объединение усилий родителей и ДОУ для будущей успешной социализации детей в обществе. |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет воспитатель |
Ожидаемые конечные результаты программы | — Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса. — Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей. — Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей. — Будет сплочённость семьи как системы. — Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста. |
I.Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Программа педагогического просвещения родителей «По дороге к школе» (далее – Программа) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание Программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам основной общеобразовательной программы МАДОУ ".
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Семья и детский сад — та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья — это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция.
Эффективно организованное сотрудничество детского сада и семьи в подготовительной к школе группе даёт импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Данная программа рассчитана 1 год.
Направленность программы по содержанию является социально педагогической.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию семьи и ДОУ для успешной интеграции детей в социум (а именно, для успешной адаптации в школьной жизни).
1.2.Актуальность Программы
Актуальность Программы обуславливается важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на данном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
-закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;
-приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384)
— санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26;
— Устав МАДОУ .
1.3.Цель и задачи Программы
Цель Программы – объединение усилий родителей и ДОУ для будущей успешной социализации детей в обществе.
Задачи программы:
- Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- использовать образовательный потенциал родителей для обучения и
воспитания детей;
организовать методическую работу по созданию условий взаимодействия педагога с родителями воспитанников;
привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе будущих школьников;
активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы с семьёй;
создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников, необходимой для создания благоприятных условий для совместных игр, досугов и творчества с детьми;
оптимизировать детско-родительские отношения.
Практическая значимость Программы:
— повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным;
— создание методической копилки по данной проблеме;
— активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
1.4. Основные направления работы с семьями воспитанников
К семьям воспитанников нужно относиться как к первому и самому главному действующему лицу в воспитании и образовании ребенка.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения рекомендовано проводить по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование,
тестирование родителей, изучение запроса родителей и др.);
2. Познавательное направление (экскурсии, выставки, интересные
встречи с людьми);
3. Наглядно – информационное направление (через родительские
уголки, родительские собрания, папки-передвижки, мультимедийные часы, онлайт-консультации);
4. Досуговое направление
1.5.Принципы, положенные в основу Программы
Чтобы взаимоотношения с родителями, носили конструктивный характер, определены основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
— принцип преемственности, согласованных действий;
— принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;
— принцип открытости;
— принцип индивидуального подхода к каждой семье;
— принцип обратной связи.
Вниманию родителей рекомендовано предложить различные консультации:
— О проведению подвижных и спортивных игр с детьми.
— О пользе физических упражнений.
— Кризис шести-семи лет.
— «Компьютер «за» и «против».
— «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс» и другие.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
1.6. Предполагаемые результаты реализации Программы
— Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса.
— Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.
— Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
— Будет сплочённость семьи как системы.
— Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.
В ходе реализации Программы будут созданы условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:
— у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
— содержание работы с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии мальчиков и девочек, выстраивается на более близком материале, поэтому адаптация в социуме проходит легче;
– ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
— дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
— обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
– выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.
На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их. Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности. Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
1.7.Этапы реализации Программы
Первый этап – подготовительный
Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический
Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1.Практическая реализация программы
2.Создание предметно-пространственной среды.
3.совместна работа воспитателей и родителей.
Третий этап – заключительный
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1.Проведение анализа проделанной работы;
2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
II. Содержательный раздел программы
2.1.Формы работы с родителями в период адаптации
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.
Традиционные:
-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)..
-Памятки.
-Буклеты.
-Родительское собрание.
-День открытых дверей.
-Консультации (тематические и индивидуальные для повышения педагогической культуры родителей).
— Тематические конференции по обмену опытом воспитания.
-Семейные праздники (День матери и др.).
-Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).
-Папки – передвижки.
-Выставки совместного творчества.
-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные:
— Сайт группы.
Проектная деятельность «Огород на подоконнике»).
Участие во Всероссийских, Региональных, Муниципальных конкурсах детского творчества.
2.2.Содержание работы с родителями
Месяц | Родительское собрание | Родительский уголок | Беседа | Консультация |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе» | «Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет» | «Зачем рисовать?». | «Всё о развитии речи». |
Октябрь | «Профилактика нарушения осанки, комплексы упражнений». | «Правила хорошего тона» | «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». | |
Ноябрь | «Безопасность на дороге». | «Спортивная обувь для занятий физкультурой». | «Конвенция о правах ребенка». | |
Декабрь | «Что должен знать родитель будущего первоклассника» | «Что наблюдать в природе зимой». | «Агрессивные дети.» | «Готовим руку дошкольника к письму». |
Январь | «Искусство прощать и наказывать». | «Обучение запоминанию» | «Режим дня – залог здоровья и успеха в учебе». | |
Февраль | Выставка рисунков «Папа и я– лучшие друзья». | «Игры и упражнения для развития логического мышления». | «В игре готовимся к школе». | |
Март | «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы» | «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». | «Как провести выходной день с ребёнком». | «Развитие творческих способностей ребенка». |
Апрель | «Воспитание самостоятельности». | «Правила передачи ответственности» | «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». | |
Май | Подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год | «До свидания, детский сад» | «Безопасное поведение детей на дороге» | «А ваш ребёнок готов к школе?» |
Список литературы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013.- 128 с.- (Кодексы, Законы, Нормы)
2.Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001.-224 с.
3.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)