«Сказка в жизни ребенка».
«Сказка в жизни ребенка».
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
В. Сухомлинский
Сказка, для ребенка, неповторимый и волшебный мир. Через нее дети начинают познавать добро и зло, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, причинно — следственные связи различных событий. Поэтому сказка является незаменимым инструментом нравственного воспитания ребенка.
Еще более ста лет назад, педагоги говорили о сказке не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки это незаменимый материал для нравственного воспитания детей. Именно посредством сказок, дети постигают многообразие мира.
Трудно заставить ребенка не играть, не выдумывать, не сочинять. Это его способ познания реальной действительности. А задача взрослого помогать познавать мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, направить детское воображение. Книга подает ребенку мир творчества, пример творческого отношения к реальному миру.
Книги в детской литературе разные: веселые, грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому для детей книга это всегда маленький праздник. Мы же, взрослые, должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.
Дети живут в сказке, до определенного возраста, как равноправные члены сказочного мира, потому что сказка близка их мировоззрению. Она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А простота и красота сказочных героев их поступков необходима детскому сознанию как первое отражению мира, человеческих отношений отраженных в искусстве.
В условиях современного мира, родители, стараются наполнить жизнь ребенка, непрерывным развитием. Поэтому работа со сказкой не должна заканчиваться после ее прочтения и обобщения. Работу со сказкой можно разнообразить. И вот несколько практических рекомендаций:
1. Рассказывайте или читайте сказки вслух. При чтении у ребенка возникают «внутренние» картинки. Соответственно, развивается воображение.
2. Рисуйте любимых персонажей. Если ребенок не может еще сделать это сам, предложите шаблон и попросите раскрасить. Иллюстрации помогут ребенку по-новому пережить сюжет.
3. Любимых сказочных героев можно сделать из разных материалов: пластилина, глины, старой куклы, из картона, цветной бумаги и других. Придумайте с ребенком новый наряд, украшения для героев, атрибуты – это будет способствовать развитию оригинальности мыслительных процессов.
4. Попросите ребенка пересказать отдельные эпизоды — это развивает речь и даже литературные способности. Если ему сложно, попробуйте пересказывать вместе, по очереди. Не стоит во время пересказа прерывать ребенка, если он делал ошибки в речи. Если какая-то ошибка постоянно повторялась, мягко укажите ребенку на это, но только после окончания пересказа.
5. Разыграйте диалог по ролям, имитируя действия и голос героев. Эти игры снимают напряжение, отрабатывают тактику поведения в разных ситуациях. Можно устроить домашний театр.
6. Предложите ребенку сделать аппликацию по сюжету сказки — это помогает обратить внимание на самые мелкие и незаметные детали. Кроме того, такое занятие развивает мелкую моторику, усидчивость.
7. Попробуйте разгадывать сказки. Закройте часть персонажа и попросите угадать, кто это и из какой сказки, в каких еще сказках встречается этот герой и какие роли играет.
8. Выберите из знакомой книги со сказками картинку, попробуйте с ребёнком рассказать сказку по памяти.
9. Из старых книг вырежьте 2-3 картинки, с развивающимся сюжетом. Ребёнок должен восстановить верную последовательность действий, выложив картинки по порядку, и рассказать.
10. Возьмите игрушку-героя из любой известной сказки и попробуйте всей семьей придумать рассказ о нем. Сказав одно предложение, передайте игрушку другому члену семьи, чтобы он продолжил рассказ. Не забывайте, что в сказке есть завязка, основной сюжет, когда что то происходит и завершение (разрешение ситуации) сюжета.
И в заключении, хотелось бы добавить, сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много — много. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.