Статья на тему "Методы и приемы обучения иностранному языку для дошкольников"
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.
Первоочередным условием повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации.
Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении иностранного языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, Неделя иностранных языков, олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.
Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя — стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации.
Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:
выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно больше учащихся; игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; языковые игры должны проводиться на иностранном языке; нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.
Примеры игр:
Игра «Запретное число».
Речевая задача: тренировать учащихся в счете.
Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «запретными», например, четные числа, или числительные, которые делятся на «3». Учащиеся по очереди считают, вместо «запретного» числа ученик хлопает в ладоши.
Игра проводится в быстром темпе, учитель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся последним.
Игра «Animals» («Животные»).
Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.
Р1: Не is a rabbit. I'm a monkey.
Р2: Не is a monkey. I'm an elephant. Etc.
Игра «Передай вопрос».
Для этой игры понадобится мяч.
Задача данной игры – развитие навыков устной речи.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т д.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т д.
Игра «Снежный ком».
Эта игра помогает ученикам быстро запоминать НЛЕ. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык.
Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра.
Драматизация – представления в виде сцен, рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать Книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы.
Ролевая игра может изображать элементарные коммуникативные акты (покупка, поздравление, знакомство и т. п.) Могут быть и такие ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекаря, врача, почтальона).
Как показывает практика, действенным средством развития положительной мотивации являются ролевые игры, участие в различной проектной деятельности, КВН-ы, викторины.
Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки: для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться на пении.
Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивает навыки работы с самыми разнообразными источниками информации и таит в себе массу других преимуществ. Компьютер значительно облегчает труд преподавателя, делая процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным.
Самое простое применение Интернета – это использование его как источника дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске;
вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно важно это учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.
Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников (повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку — это искусство, малышей – искусство искусств.