«Технология проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы)

«Технология проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы)

Автор статьи воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Митенькина Елена Николаевна

Современная жизнь диктует новые требованиями, которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС Д О, поэтому образовательное учреждение обязано:

— обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

— обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

— реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

— помнить, что ребенок — активный участник педагогического процесса;

— привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

— обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Думаю, что технология проектной деятельности как никакая другая способствует целенаправленному решению поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Актуальность

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды, вымирание животных, исчезновение многих видов растений, все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества, отравляющих веществ внесенных в почву, влечет за собой вымирание разных видов растений и животных планеты. Это является огромной проблемой современного общества.

Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Ухудшение экологической обстановки представляют угрозу для жизни на земле. Но у человека есть возможность изменить ситуацию в лучшую сторону, встать на защиту всего живого на нашей планете. Это задача каждого из нас независимо от возраста. Поэтому, я считаю, что при систематической работе с подрастающим поколением по экологическому воспитанию, у детей повысится экологическая культура, бережное чувство к природе. Именно поэтому я поставила перед собой цель:

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, к растениям и животным, занесенным в Красную Книгу Республики Мордовия, стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Чтобы достичь поставленной цели, я решала следующие задачи:

Образовательные

Способствовала формированию интереса к окружающей природе, к представителям животного и растительного мира Республики Мордовия.

Закрепляла знания о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу Мордовии.

Знакомила с понятиями «среда обитания», «пищевая цепь».

Давала представления о том, что природа – единый живой организм.

Развивающие

Способствовала развитию любознательности как основы познавательной активности детей.

Расширяла представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Развивала навыки детей выдвигать причинно-следственные связи по сохранению флоры и фауны родного края.

Воспитательные

Воспитывала бережное отношение к природе.

Воспитывала умение сотрудничества друг с другом в процессе

деятельности.

Воспитывала навыки безопасного поведения в природе.

Для реализации проектной деятельности, использовала разнообразные методы и приемы, такие как:

исследовательские методы: наблюдение, опрос, сравнение, анкетирование;

словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры;

наглядные методы: рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов, книг, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, использование мультимедийных пособий;

практические: упражнения, метод моделирования, театрализованной деятельности, создание проблемной ситуации;

игровой метод: метод познавательных (дидактических) игр, проблемные ситуации, ролевые игры.

Для реализации проекта «Красная книга Республики Мордовия» я использовала разные формы работы:

познавательные занятия;

дидактические, словесные, подвижные игры;

экскурсии на природу, наблюдения;

экскурсии в Краеведческий музей, в зоопарк (с родителями);

поисково-исследовательская деятельность;

экологические викторины;

продуктивная деятельность или творческие мастерские и др.

Проект построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и состоит из четырех этапов: подготовительный, основной, заключительный.

В результате реализации образовательного проекта «Красная книга Республики Мордовия», ожидался следующий результат:

дети познакомятся с заповедниками Мордовского края, с Красной книгой Мордовии;

у детей расширятся представления о животных и растениях, внесенных в Красную книгу Мордовии;

дети овладеют навыками эколого-безопасного поведения в природе; познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знакам;

родители включатся в процесс экологического воспитания детей;

повысился экологическая культура всех участников проекта.

Технология проектной деятельности «Красная книга Республики Мордовия», построена с учетом возрастных особенностей детей и состоит из четырех этапов.

Технология проектной деятельности «Красная книга Республики Мордовия», построена с учетом возрастных особенностей детей и состоит из четырех этапов.

1-й этап: подготовительный (январь 2020г.)

2-й этап: основной (февраль 2020 — апрель2020г.)

3-й этап: заключительный(май 2020.)

4-й этап:презентационный (май 2020.)

Яподобрала методическую и художественную литературу; изготовила наглядный материал в виде презентаций по темам: «Растения, занесенные в Красную книгу Республики Мордовия», «Птицы, занесенные в Красную книгу Республики Мордовия», «Животные, занесенные в Красную книгу Республики Мордовия»; изготовила настольно-печатные игры; подобрала материал по теме в виде анкет, консультаций, папок-передвижек и памяток по данной теме, разработала перспективный план работы, провела мониторинг на начальном этапе технологии проектной деятельности «Что я знаю о природе Республики Мордовия?» по выявлению знаний о природе родного края, флоре и фауне Республики Мордовия, который показал следующий результат:

низкий уровень -30%

средний уровень -50%

высокий уровень -20%

Все формы работы проводились в совместной, групповой, фронтальной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами. Это способствовало развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию познавательного общения.

Так в процессе работы над проектом «Красная книга Республики Мордовия», дети с удовольствием принимали активное участие во всех видах деятельности. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры: « Чей хвост», «Собери цветы», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Цветочный магазин», «Да — нет», «Назовите растение», «Четвёртый лишний», «Земля, вода, огонь, воздух» и др. Работу над проектом я старалась строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Анкетирование родителей по теме «Экология родного края».По выявлению компетентности в организации экологического воспитания детей в условиях семьи. Цел которого — выявить уровень заинтересованности родителей данной темой, знают ли родители понятие «экология»; представителей флоры и фауны Мордовии, что рассказывают детям.

Консультация для родителей«Экологическая обстановка в Республике Мордовия и Российской Федерации в целом» Познакомила родителей с экологической проблемой в Республике Мордовия и Российской Федерации в целом. С большим интересом принимали дети участие в НОД «Природа родного края. Знакомство с понятием «среда обитания».Все дети любят играть.Дидактические игры « Что хорошо, а что плохо», «Собери птиц», «Что лишнее?» «Где обитает?», «Что лишнее?», «Отгадайте, что за растение?», «Хорошо – плохо», «Цветы» и др.

1.«Назови три предмета», «Чей хвост?», «Чей клюв?», «Что лишнее?», «Какое животное?», «Опиши, мы отгадаем»и мн.др. помогли детям понять и запомнить материал по данной теме. Особенно запомнилось занятие«Знакомство с Красной книгой Республики Мордовия». На экологическом вечере дети познакомились с исчезающими видами животных, занесенных в «Красную книгу Республики Мордовия».Очень любят дети подвижные игры:«Дети и медведь», «Медведи и пчелы», «Три медведя», «Море волнуется…», на прогулке ребята подкармливали птиц, заботясь о пернатых друзьях. Очень ярким и запоминающим для детей было рисование « Исчезающие виды растений Р.М.» Была оформлена выставка детских рисунков«Охраняйте растения. Берегите природу!» Литературный вечер «Все о природе» (совместно с родителями и музыкальным руководителем), где ребята отгадывали загадки, читали стихи, разучивали песни о природе родного края. На занятии «Земля – наш общий дом, а человек-часть природы», дети закрепили правила поведения в природе.Творческая мастерская Коллективная работа «В лесу», оформление выставки детских работ «Их осталось мало!» Итогом работы стало открытое занятие «Мы – друзья природы», выставка детских рисунков: «Их осталось мало».

Проведение мониторинга детей (на заключительном этапе проекта) показал следующий результат:

низкий уровень -10%

средний уровень -50%

высокий уровень -40%

Заметно повысился показатель по усвоению материала экологического проекта «Красная книга Р.Мордовия». Дети свободно называют представителей флоры и фауны Республики Мордовия, занесенных в Красную книгу Мордовии. У детей повысился интерес к экологической проблеме современного мира по уничтожению животных и исчезновению многих видов растений.

Мониторинг в конце проекта е показал положительные результаты в развитии детей по экологическому развитию. Ребята знают представителей флоры и фауны, занесенных в «Красную книгу Мордовии», с интересом участвуют в непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию, отражают свои впечатления в творчестве, рисуют, читают стихи о природе. С огромным желанием помочь природе родного края, мы вместе с ребятами создали своими руками «Красную Книгу Республики Мордовия». Уровень экологической культуры детей повысился. Мои «Юные экологи» проявляют инициативу, выдумку, с желанием рисуют, предлагают пути решения по охране окружающей среды и экологической обстановке в нашей Республике. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании имеет теоретическую, познавательную и практическую значимость. Практическая значимость состоит в том, что реализация экологического проекта «Красная Книга Республики Мордовия» построена с учетом интеграции образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие

речевое развитие

физическое развитие

познавательное развитие

социально-коммуникативное развитие.

Результатом проделанной работы по экологическому проекту «Красная книга Республики Мордовия», стало создание совместно с детьми «Красной книги Мордовии», где представлена информация об исчезающих видах растений, птиц и животных нашей Республики. Украшают книгу яркие детские рисунки с изображением животных, занесенных в «Красную книгу Республики Мордовия». В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали воспитанию добрых чувств, отношения ко всему живому, сделали детей добрее. У них появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Родители, ранее не задумавшиеся об экологии, стали интересоваться экологической обстановкой в Республике Мордовия, с большим интересом принимали участие в реализации проекта. Презентационным этапом проектной деятельности стала защита проекта на педагогическом совете ДОУ. Продукт образовательного проекта совместной деятельности с детьми «Красная Книга Республики Мордовия» может быть как развивающим пособием для свободно-игровой деятельности дошкольников, так и методическим руководством для воспитателя в непосредственно- образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

221
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!