КОНСУЛЬТАЦИЯ

Труд – важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:

Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.

Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;

самоутверждение в среде сверстников;

желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;

внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Системное знание о труде как о деятельности представляет собой знание о пяти взаимосвязанных компонентах (можно представить в виде ладони):

Задумка (о ком хочу позаботиться)

Предмет преобразования (материал)

Средства преобразования (инструменты)

Порядок преобразования действия, преобразующие материалы в продукт

Результат (адекватная самооценка полученного продукта, соответствие его замыслу

Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп

Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.

Содержание трудового воспитания для детей младших групп

Основной целью трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Дети в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:

Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:

— развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);

— воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);

— стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);

— поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;

— обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.

Хозяйственный труд в бытовой сфере – развитие базовых навыков:

— аккуратно складывать игрушки;

— помогать сервировать стол;

— сгребать сухие листья на игровой площадке;

— убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.

Труд в природе – формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):

— помощь в сборе зрелых плодов и семян;

— забота о зимующих птицах;

— уход за комнатными растениями;

— посев семян.

Содержание трудового воспитания для детей средней группы

Для детей 4–5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:

Самообслуживание:

— приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;

— совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;

— развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.

Хозяйственно-бытовой труд:

— постепенное расширение поля деятельности: полная сервировка стола, стирка кукольной одежды, подметание дорожек на площадке, наведение порядка на стеллажах;

— развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений. Труд в природе – усложнение трудовых действий:

— полив цветов и грядок на огороде;

— самостоятельный посев семян и сбор урожая;

— подготовка корма для обитателей животного уголка;

— формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности.

Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп

Для детей 6–7 лет трудовое воспитание в детском саду задействует следующее:

Самообслуживание:

— освоение новых умений и навыков: ежедневная чистка зубов, уборка постели, содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;

— формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд:

— развитие навыков самостоятельной организации труда: содержание в порядке инвентаря, умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;

— формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных: следить за чистотой в игровой комнате и на площадке, проводить мелкий ремонт книг и игрушек, помогать малышам.

Труд в природе – увеличение объёма обязанностей:

— пересадка комнатных растений, подкормка и опрыскивание;

— уход за аквариумом;

— подготовка почвы, выращивание и высадка рассады;

— сбор семян для зимующих птиц;

— наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам (окраска цветов, форма листьев, стебель);

— формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.

Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке (начиная со средней группы) – изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, пространственное и конструктивное мышление, способствует формированию чувства прекрасного, совершенствует морально-волевые личностные качества.

Формы детского труда

В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:

Коллективные и индивидуальные поручения – задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:

— малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);

— детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;

— детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.

Ежедневные дежурства – обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:

— Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.

— Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.

Приёмы трудового воспитания

В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы

Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:oнаблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;

рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;

демонстрация:

— выбора инвентаря или инструмента;

— способа организации рабочего места;

— последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы

Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:

рассказ воспитателя, пояснения и советы;

беседы

Чтение художественной литературы

В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй: Братья Гримм «Храбрый портной»; А. Лопатина «Золотая иголочка»; В. Маяковский «Кем быть» и т.д.

Игровые приёмы

Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

Практические приёмы

К ним относятся:

совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;

поэтапная самостоятельная работа детей.

190
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!