КОНСУЛЬТАЦИЯ
Труд – важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
самоутверждение в среде сверстников;
желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Системное знание о труде как о деятельности представляет собой знание о пяти взаимосвязанных компонентах (можно представить в виде ладони):
Задумка (о ком хочу позаботиться)
Предмет преобразования (материал)
Средства преобразования (инструменты)
Порядок преобразования действия, преобразующие материалы в продукт
Результат (адекватная самооценка полученного продукта, соответствие его замыслу
Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп
Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.
Содержание трудового воспитания для детей младших групп
Основной целью трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Дети в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:
Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:
— развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
— воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
— стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
— поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
— обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
Хозяйственный труд в бытовой сфере – развитие базовых навыков:
— аккуратно складывать игрушки;
— помогать сервировать стол;
— сгребать сухие листья на игровой площадке;
— убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
Труд в природе – формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):
— помощь в сборе зрелых плодов и семян;
— забота о зимующих птицах;
— уход за комнатными растениями;
— посев семян.
Содержание трудового воспитания для детей средней группы
Для детей 4–5 лет трудовое воспитание в детском саду наполнено следующим содержанием:
Самообслуживание:
— приучать аккуратно складывать и вешать одежду, следить за её чистотой;
— совершенствовать ранее приобретённые навыки гигиены;
— развивать навыки поведения в коллективе, обучать вежливому взаимодействию с товарищами, умению обратиться с просьбой и поблагодарить за оказанную поддержку.
Хозяйственно-бытовой труд:
— постепенное расширение поля деятельности: полная сервировка стола, стирка кукольной одежды, подметание дорожек на площадке, наведение порядка на стеллажах;
— развитие трудовой инициативности, самостоятельности и активности во время выполнения трудовых поручений. Труд в природе – усложнение трудовых действий:
— полив цветов и грядок на огороде;
— самостоятельный посев семян и сбор урожая;
— подготовка корма для обитателей животного уголка;
— формирование заботливого отношения к животным и растениям и чувства ответственности.
Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп
Для детей 6–7 лет трудовое воспитание в детском саду задействует следующее:
Самообслуживание:
— освоение новых умений и навыков: ежедневная чистка зубов, уборка постели, содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;
— формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труд:
— развитие навыков самостоятельной организации труда: содержание в порядке инвентаря, умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;
— формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных: следить за чистотой в игровой комнате и на площадке, проводить мелкий ремонт книг и игрушек, помогать малышам.
Труд в природе – увеличение объёма обязанностей:
— пересадка комнатных растений, подкормка и опрыскивание;
— уход за аквариумом;
— подготовка почвы, выращивание и высадка рассады;
— сбор семян для зимующих птиц;
— наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам (окраска цветов, форма листьев, стебель);
— формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.
Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке (начиная со средней группы) – изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику, фантазию, пространственное и конструктивное мышление, способствует формированию чувства прекрасного, совершенствует морально-волевые личностные качества.
Формы детского труда
В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:
Коллективные и индивидуальные поручения – задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
— малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
— детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
— детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.
Ежедневные дежурства – обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
— Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
— Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.
Приёмы трудового воспитания
В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.
Наглядные приёмы
Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:oнаблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
демонстрация:
— выбора инвентаря или инструмента;
— способа организации рабочего места;
— последовательности выполнения операций, уборки.
Словесные приёмы
Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:
рассказ воспитателя, пояснения и советы;
беседы
Чтение художественной литературы
В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй: Братья Гримм «Храбрый портной»; А. Лопатина «Золотая иголочка»; В. Маяковский «Кем быть» и т.д.
Игровые приёмы
Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.
Практические приёмы
К ним относятся:
совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
поэтапная самостоятельная работа детей.