СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Зеленцова Екатерина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования дидактических игр как средства развития детей младшего дошкольного возраста, обозначены принципы отбора дидактических игр для младших дошкольников, приведены примеры дидактических игр по сенсорному развитию детей, накоплению знаний о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п.

Ключевые слова:дидактическая игра, сенсорное развитие, дети младшего дошкольного возраста, особенности использования дидактических игр.

На протяжении дошкольного детства происходит развитие всех познавательных процессов дошкольников, эффективность которых будет зависеть от применяемых дидактических средств обучения в дошкольной образовательной организации. Одним из эффективных средств обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать данный процесс увлекательным, познавательным, творческим (ребёнок подключает воображение, фантазию) и эмоциональным, так как в процессе практической деятельности ребёнок переживает разные эмоциональные состояния (успех, радость от хорошо выполненной работы, гордость за то, что смог выполнить трудную работу) [2, с. 70].

В период младшего дошкольного возраста дидактическая игра способствует формированию сенсорного развития ребёнка, накоплению знаний о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

При отборе дидактических игр для младших дошкольников воспитатель должен учитывать доступность материала возрасту детей. В качестве примера можно использовать игру «Зайчики и домики» на закрепление цветов. Дети должны расположить зайчиков по своим домам, которые имеют такой же цвет. В дидактической игре «Укрась коврик» дети учатся сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Дети подбирают геометрические фигуры нужного цвета и размера и украшают ими коврик. В игре «Том и Джерри» педагог с детьми осваивает способы обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон и углов; развивать умение находить нужную фигуру по отрицанию свойства (в данном случае – формы); самостоятельное осваивать правила движения по лабиринту.

Изучаемый материал в процессе обучения необходимо вводить постепенно – это будет способствовать лучшей усвояемости и запоминанию. На первых занятиях детям младшего дошкольного возраста нужно предлагать плоские предметы, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные – короткие, длиннее – короче; разной ширины – широкие – узкие, шире – уже и т.д.[1, с. 17].

В ходе знакомства с формой предмет педагог готовит разнообразный раздаточный материал: шары, кубы, геометрическую мозаику и т.д.Первоначально педагог называет предмет, показывает действия с ним. В процессе действий он приговаривает: «Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Дети повторяют действия за взрослым. Далее педагог переходит к обозначению цвета. Например: «У Матвея шар синего цвета. Он катится»[3, с. 26].

Подобным образом происходит ознакомление детей младшего дошкольного возраста с кубом. После того, как детьми получены общие сведения о предмете, педагог проводит дидактические игры: «Покажи куб (шар)» (среди 3– 4 фигур), «Найди шар (куб) такого же цвета (размера)» (шары и кубы в этом случае различаются цветом или размером), «Отбери все большие кубы (шары)» и т.д.

Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представленийорганизуются игры для детей сдосками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной призмы.Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. («Шарик круглый, и отверстие такое же круглое».) Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приёму осязательно-двигательного обследования формы предметов.

В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.

В ходе знакомства детей младшего дошкольного возраста с величиной используется дидактическая игра«Узнай форму предмета». У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе.И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.

Для развития величины можно использовать различный раздаточный материал: полоски бумаги, лоскутки ткани, тесьму и т.д. Дети посредством обследования самостоятельно должны увидеть разницу предлагаемых предметов[5].

При изучении длины с детьми проводится игра «Отгадай». Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. При этом предметы постоянно будут меняться.

Для развития понятия «высота» с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Строитель», в ходе которой дети строят башенки, затем определяют, у кого башня получилась выше[3, с. 34].

Педагог должен следить за тем, как ребёнок воспринимает материал. Если на данном этапе ему сложно выполнить задание, взрослый должен объяснить ему последовательность, а затем показать пример правильного выполнения. Если материал по-прежнему будет не понятен ребёнку, его нужно повторить ещё два – три раза, при этом акцентируя внимания на новые детали. Дидактическая игра считается усвоенной, если ребёнок может выполнить задание только по словесной инструкции.

Уже в младшем дошкольном возрасте педагог должен включать дидактические игры, связанные с положением в пространстве: справа, слева, наверху или внизу.

Направление «вверх – вниз» позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Так, ребёнку даётся задание «Справа на синюю полоску положить одно яблочко, а слева на красную полоску положить несколько яблок». В процессе работы педагог меняет положение полосок, а также количество яблок. Таким образом, педагог учит детей связывать количество предметов сначала с цветом полосок, а позднее – с их пространственным расположением[4, с. 63].

Детей учат также определять положение предметов сверху и снизу по отношению друг к другу. Для развития данного умения педагог просит разложить игрушки сверху и снизу от полоски. При этом нужно озвучить, сколько игрушек разложено над полоской или после полоски. При дальнейшем обучении игрушки нужно расположить справа или слева от полоски. Таким образом, в процессе данных игр развивается ориентация в пространстве, а также количество «одна», «много», «мало»[1, с. 72].

Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности. Например, в игре «Чья коробочка?» – «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?». В процессе данной игры у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины[4, с. 56].

Таким образом, на основе вышесказанного можно отметить, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит посредством включения в обучение дидактических игр. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. Дети обучаются восприятию цвета, величины, формы предмета, идёт усвоение эталонов свойств и качеств предметов.В процессе обучения важны постепенное введение материала, неоднократная повторяемость, учёт возрастных особенностей детей.

Список литературы

  • 1.БашаеваТ.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 101 с.
  • 2.Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72.
  • 3.МетлинаЛ.С. Математика в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://i-gnom.ru.
  • 4.СмоленцеваА.А., СувороваО.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
  • 5.Ушакова А. Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.maam.ru.
241
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!