Консультация для педагогов на тему"Самостоятельная двигательная деятельность детей раннего возраста"
Самостоятельная двигательная деятельность детей одна из форм организации физического воспитания в ДОУ.
Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей дошкольника и является важным источником его активности и саморазвития.
Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
Регулярная самостоятельная двигательная деятельность способствуют развитию памяти и внимания.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.
На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников выполнения правил, сближают детей. Во время подвижных игр у детей укрепляются различные группы мышц, тренируется вестибулярный аппарат, осуществляется профилактика нарушений зрения и осанки.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно — игровой среды. Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их.
Первая задача воспитателя — правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте:
На втором году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия – это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, подлезании, перешагивании и т.д.
Для ребенка третьего года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разного размера, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, обручи, а также трехколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.
Вторая задача — правильно разместить физкультурно-игровое оборудование.
При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:
— инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
— должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
— оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру групповой комнаты в наиболее безопасных местах;
Т.е. в группах раннего возраста нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
— весь размещенный инвентарь должен логически вписываться в интерьер групповой комнаты. 1-2 раза в неделю нужно менять его местами.
Систематическая двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста — одна из основных задач дошкольного воспитания.
Все руководство строится только на основе индивидуального подхода.
Необходимо наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения; снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом; пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо; отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним.
Таким образом, тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение самостоятельной двигательной активности детей в дальнейшем позволит:
1. Избежать гиподинамии.
2. Обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр.
3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
4. Создать оптимальные условия для обеспечения самостоятельной двигательной активности детей.