Современные подходы по развитию речи в процессе образования и воспитания дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития.

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день количество детей с различными речевыми нарушениями не только не уменьшается, но наоборот, становится значительно выше. Поэтому проблема речевого развития детей — дошкольников стоит очень остро и является одной из важнейших педагогических задач. В современном ДОУ педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.

Что же для этого должен делать педагог? Прежде всего, он сам должен владеть грамматически правильной, четкой, ясной, понятной для ребенка речью. Воспитатель должен постоянно побуждать детей к общению с взрослыми и сверстниками. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи, овладение детьми грамматическим строем речи в соответствии с их возрастными особенностями, обогащать их словарь. Развивать у детей связную речь, упражнять в выполнении словесной инструкции, приобщать детей к культуре чтения художественной литературы, поощрять детское словотворчество. Педагог должен постоянно следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять, упражнять детей (организовывать звукоподражательные игры, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения).

Приемыразвития речи это элементметода, можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

• Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

• Словесные:

Речевой образец; Повтор;

Вопрос;

• Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

• Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Задачами речевого развития по ФГОС ДО являются:

* Владение речью как средством общения

* Обогащение активного словаря

* Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

* Развитие речевого творчества

* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

* Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

* Общение взрослых и детей

*Культурная языковая среда

*Обучение родной речи на занятиях

*Художественная литература

*Изобразительное искусство, музыка, театр

*Занятия по другим разделам программы.

Основные направления работы по развитию речи детей

в детском саду (по ФГОС ДО)

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: * Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) * Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) * Словообразование.

4. Развитие связной речи: * Диалогическая (разговорная) речь. * Монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Для этого в нашем детском саду используются современные образовательные технологии:

Здоровье сберегающие технологии. К этому разделу относятся физкультминутки, подвижные игры, минутки настроения, пальчиковая гимнастика. Все это должно широко использоваться воспитателями в своей работе.

Огромное место в нашем дошкольном учреждении уделяется игровым технологиям, куда относятся настольно-печатные игры, сюжетные, игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками). Сюда же относятся дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. Наглядное моделирование – опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т. д.. К методу наглядного моделирования относится мнемотехника. Что же это за метод? Мнемотехника позволяет детям успешно запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Использование этого метода в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи, преобразование абстрактных символов в образы, развитие памяти, внимания, образного мышления, сокращает время обучения. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, мнемодорожек и схем-моделей – это графическое изображение сказки, явлений природы, некоторых действий. Особенность методики в том, что детям для запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе воспитатель предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок сам включается в процесс создания своей схемы. На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник «Весна», «Новый год» Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Сенсорно — графическая схема (Воробьёва В. К.), Предметно — схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Коллаж (Большева Т. В.) Методика развития связной речи В. К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план (Рассказ «Зима»). При описании рассказов об игрушках, одежде, посуде, животных, временах года, птицах, овощах применяются предметно-схематические схемы, которые разработала Т. А. Ткаченко. Схема разделена на 6 квадратов по количеству характерных признаков, что позволяет ребенку постоянно придерживаться схематического плана. Также схемы помогают дошкольнику выделить определенные качества объекта, наглядно представить его, ориентируясь на обобщенные символы цвета, величины, материала, формы, размера.

Методика коллаж Т. В. Большева. На лист картона наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т. д. ребенок учится связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. При ознакомлении с художественной литературой дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, что необходимо для пересказа литературного произведения.

Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) — синквейн. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

В работе по речевому развитию дошкольников можно использовать монопроекторы, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроекторов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие «Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз-словечко, два-» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы); Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

Вмладшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов,которыепредставляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые

ипроблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной

инаучной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода.

Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как:«Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни.

Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.

Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности мы стараемся уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с правилами этикета, обрядами, традициями.

Таким образом, Игра — это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».

Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

240
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!