развлечение в средней группе "Масленица"
Развлечение в средней группе
«Масленица»
Цель:
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
- Вовлечь детей принять участие в празднике.
- Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.
Задачи:
- Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
- Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
- Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
- Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Еще давно на Руси, когда зима заканчивалась, и становилось теплее, а солнце начинало светить ярче, люди прощались с зимой и встречали весну. Они устраивали народные гуляния, и этот праздник назывался Масленица. Мы и сейчас его празднуем. Главным украшением этого праздника считается блин. А знаете, почему? Он очень похож на солнышко. Сейчас, я расскажу вам историю этого праздника?
Масленица называлась сырною неделею. Люди устраивали веселье, катались с гор на лыжах и санках, катались на лошадях, устраивали кулачные бои. Ребятишки делали снежные горки и катались с них на санках. Также из снега они лепили снежных баб, или снеговиков.
Всю неделю, которая считается масленичной, пекут блины или оладьи. От этого обычая и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, красная икра, яйца.
Главным участником Масленицы становилась кукла из соломы, которую наряжали в яркие одежды. Вечером эту куклу сжигали в знак того, что люди провожают зиму и встречают весну. При прощании с куклой люди пели:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Так как, Масленица длится целую неделю, то каждый ее день имеет свое название.
Понедельник – встреча. В этот день и делали куклу Масленицу.
Вторник – заигрыш. В этот день все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами.
Среда – лакомка. Взрослые и дети начинали кататься с горок, веселиться, играть и угощаться блинами.
Четверг – разгул. В этот день было больше всего веселья. Люди катались с гор на лыжах и санках, устраивали конские бега, катались в лошадиных упряжках.
Пятница – тёщины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. А девушки гадали. Они пекли блины сами, потом выноси их на улицу, и угощали молодых парней. Тот парень, которому девушка понравилась, старался первым взять у нее блин и съесть его. Делалось это все для того, чтобы он мог понять, хорошая она хозяйка или нет.
Суббота – золовкины посиделки. Молодожены приглашали к себе родных и угощали их блинами. За столом они весело разговаривали, мирились, если они поссорились, вспоминали ушедший год и надеялись, что новый год будет урожайным.
Воскресенье – проводы. Это тот самый день, когда проходят проводы Масленицы. Люди разжигали костер и сжигали куклу Масленицы. Потом собирали пепел и разбрасывали ее над полями, чтобы год был урожайным. Еще этот день назывался прощеным воскресеньем. Люди просили друг у друга прощения за все обиды. Так и заканчивалась Масленица.
Древние славяне верили, что если скучно провести всю масленичную неделю, то в следующем году не будет удачи. Именно поэтому на Руси было много игр и забав, приуроченных к Масленице. Сегодня мы с вами тоже будем играть и веселиться, праздновать Масленицу, чтобы год был удачным. Раньше на Масленицу зазывали весну различными закличками. Например:
Веселись народ,
В гости Масленка идет,
С пирогами и блинами, —
Весну под руки ведет!
Будем петь, гулять
Весну – матушку встречать!
А мы свами сейчас поиграем в игру, в которой тоже будем зазывать весну.
Игра «Горелки»
Все встают парами. Соединённые руки подняты вверх. Впереди, на расстоянии 5-6 шагов, стоит водящий. Дети начинают произносить слова горелки:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
– Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Договорив, дети последней пары отпускают руки и бегут вперёд вдоль своих сторон колонны. Впереди им нужно снова взять друг друга за руки, но чтобы одного из них не поймал ведущий. Кого поймает ведущий, с тем и встаёт в пару. Оставшийся игрок становится водящим.
Игра «Веселый бубен»
Дети встают в круг, передают друг другу бубен. Во время передачи бубна от одного игрока к другому приговариваются слова — считалка:
Катись скорей веселый бубен по рукам
У кого он остается, тот споет, станцует нам!
Игра «Ловишка»
Козёл (или коза) – традиционный славянский персонаж ряженья. Костюм этого животного (деревянная голова с рогами, борода из соломы, кожух, вывернутый наружу шерстью) надевался на святочные и масленичные обходы. Это животное считалось символом плодородия, богатого урожая. На Масленицу даже порой водили живую козу.
Участники обращаются к «козлику»:
Козлик серенький,
Хвостик беленький,
Мы тебя напоим,
Мы тебя накормим,
Ты нас не бодай,
А в «Ловишку» поиграй.
После последних слов игроки разбегаются по площадке, а «козлик» пытается кого-нибудь догнать.
Игра — кричалка «Блины – лепёшки»
Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки».
Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек»)лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки(все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой)блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой)блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся),
И хлопаем в ладошки(все хлопают).
Игра «Кто съест блин?»
Дети встают в круг, перед ними на полу лежит блинчик. (количество блинов на 1 меньше количества детей). Под музыку дети бегут по кругу. Как только музыка перестает играть, нужно взять блин. Кто не успел взять, тому отдается блин и игрок выбывает. Победитель тот, кто съест последний блин.
Молодцы! Хорошо поиграли. А сейчас, давай те испечём блинчики с красной икрой. (Дети садятся за столы и лепят блинчики из пластилина)