Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
Взаимодействие и общение с родителями это процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении. Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании своих детей.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Основные цели и задачи сотрудничества с родителями в рамках нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста сформулированы нами следующим образом.
Цель: формирование представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи:
— привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;
— познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания;
— показать родителям роль семьи в нравственно- патриотическом воспитании;
— выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй мы осуществляем через различные формы сотрудничества.
Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, спортивных мероприятиях, совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Проводим консультации, круглые столы. Используем в работе наглядно-информационные формы работы.
Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий и фотогазет. Участвуют в акциях, конкурсах ДОО, экскурсиях по городу, в музеи и т.д.
Родительские собрания:
«Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье».
«Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка».
Круглый стол:
«Нужно ли воспитывать в детях патриотизм».
«Из чего складывается трудолюбие?»
Консультации:
«Актуальность патриотического воспитания в современном обществе».
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
«Как приучить детей охранять природу».
«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».
«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе».
Традиционно — календарные праздники:
«Осень золотая», «День матери», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «8 марта», «Встреча весны», «День Победы».
Особое внимание уделяем организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях у нас обязательно присутствуют ветераны.
Спортивные мероприятия:
«Вместе с папой», «Мама, папа, я – спортивная семья».
Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию.
В саду организован мини-музей, состоящий из нескольких экспозиций.
Проведение акций:
«Птичий дом»
Оформление тематических стендов:
Фотовыставки семейной тематики: «Самые милые, самые любимые»», «Моя семья», «Мой выходной день»; «День Победы».
Тематические дни:
«Синичкин день», «День здоровья», «Международный день театра», «День дошкольного работника», «День смеха», «День защиты детей».
Участие в конкурсах ДОУ:
Конкурсы рисунков: «Вместе дружная семья»; поделки «Фабрика Деда Мороза», «Галерея природы»; конкурс плакатов «День Победы».
Экскурсии:
по городу, в музеи.
Вся работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас это не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности и родители. Какие открытия делаются вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Иллюстрации о г. Саранске позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, достопримечательности. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.
Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Также в своей работе мы предложили родителям следующие рекомендации:
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
• Дайте представление о работе общественных учреждений.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
В результате, папы и мамы стали нашими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников.
Совместно с родителями воспитанников мы стараемся научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учим детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.