ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Дошкольное образование

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ОНР, КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ

Год от года наблюдается устойчивое увеличение числа детей-логопатов, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Вместе с нарушениями речевого развития у таких детей проявляются нарушения познавательной и социально-волевой сфер, гиперактивность и поведенческие отклонения. Данные нарушения негативно влияют на развитие ребенка, его общение и социализацию, вызывают у него различные вегетативные и эндокринные дисфункции, приводят к пограничным состояниям, нарушениям психики, расстройствам эмоционально-волевой и поведенческой сферы, отрицательно сказываются на адаптации и социализации детей [2].

Очень часто в школе такие дети попадают в группу учеников с образовательной неуспешностью. Основой для формирования стойкой неуспешности является образовательная неуспеваемость. Неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, нарушая школьные требования, получает больше замечаний, отрицательных оценок и наказаний и его постоянными спутниками становятся тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой или порицанием, и в результате формируется так называемая ориентация на неуспех.

В такой ситуации у ребенка пропадает мотивация к учебе, ему не хочется учиться. Происходят личностные изменения, ребенок может замкнуться в себе, либо становится чрезмерно импульсивен. Многие дети страдают от завышенных ожиданий родителей по поводу школьной успешности, и очень переживают, когда не соответствуют их требованиям. В семье начинаются проблемы отношений «родители-ребенок», что также негативно сказывается на развитии ребенка и ведет к школьной неуспешности [11].

По данным Института возрастной физиологии РАО (2010г.), затруднения в обучении, по тем или иным причинам насчитывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательных школ, причем, для более 50 % неуспевающих школьников, характерна задержка психического и речевого развития. Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. В данной возрастной категории встречается большинство детей, посещавших коррекционные группы детских садов и имевших ТНР, в частности ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

У детей с ОНР нарушение артикуляционной моторики проявляются в нечеткости и слабости движений органов артикуляции при произнесении звуков. Все нарушения артикуляции приводят к дефектному произношению звуков. Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохо координированные. Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети не могут обобщать предметы по группам, строить логически связанные, последовательные описания сюжетных картинок. Суждения детей обычно очень короткие, обрывистые, словесно бедные, порой логически не согласованные.

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Неблагоприятная речевая среда, игнорирование нарушений у ребенка, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития таких детей.

Для всех логопатов с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна.

Но самое опасное в этом нарушение то, что вследствие неполноценной речевой деятельности страдаетпамять, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дети начинают отставать от сверстников по общему, интеллектуальному развитию.

Одними из ведущих нарушений, способствующих формированию у детей с ОНР образовательной неуспеваемости и как следствие неуспешности в школе, являются дисграфия и дислексия.

Дети 5-6 летнего возраста без нарушений в развитии речи обладают определенной готовностью к обучению чтению благодаря достаточному уровню общего и речевого развития. Они могут быстро запомнить буквы, соотнести их со звуками речи, легко усвоить слияние звуков, передать смысл прочитанного слова или предложения.

Дети с тяжелой речевой патологией такой готовностью к обучению чтению не обладают. Поступая в школу, они являются потенциальной группой риска в отношении полноценного овладения навыком чтения. На основе несформированных психических процессов, обеспечивающих механизм чтения в норме, у детей с дефектами речи часто появляются стойкие нарушения чтения, выражающиеся в повторяющихся ошибках — это дислексия.

Р.Е. Левина, изучавшая недостатки письма у детей с ОНР, указывает, что «грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его изучения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте. У детей с недоразвитой речью опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе и гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму» [7].

Как уже говорилось выше, у детей с ОНР происходит отставание в развитии процессов звукового анализа и синтеза, овладения грамматическими формами, усвоением необходимого словаря, поэтому дети-логопаты оказываются неспособными полностью овладеть письмом и у них появляется дисграфия.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Как мы видим, между нарушениями устной речи, письма и чтения у детей с ОНР существует тесная связь и взаимообусловленность.

Анализ исследований А. Р. Лурии (1970), Р. Е. Левиной (1961), М. И. Мастюковой (1999), Г. И. Жаренковой (1961), посвященных проблеме общего недоразвития речи, позволяет говорить об актуальности проблемы профилактики затруднений в школьном обучении детей с нарушениями речи.

Важными условиями предупреждения дислексии и дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения и письма должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы

Развитие фонематического восприятия.

Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением.

Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Развитие связной речи.

Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак — ребро — ладонь»), пробы Хеда, рядоговорения.

Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)

Расширение «поля зрения» ребенка.

Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Обучение чтению и печатанию букв, слогов, слов.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Можно выделить несколько методик и технологий ведущих отечественных логопедов по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей с ОНР.

Методики Т.А. Ткаченко (1997/99 г.), Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993 г.), Г.А. Глинка (1996 г.), Л.П. Успенской по устранение недостатков устной речи и пропедевтике чтения аналитико-синтетическим звуковым методом

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую последовательность в работе над звуками одной фонетической группы с тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи (III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

  • направить внимание детей-логопатов на звуковую сторону речи;
  • научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
  • отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех звуков, которые изолированно произносятся правильно, но в речи обычно звучат недостаточно отчётливо, смазано;
  • ввести в речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
  • отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые смешивались между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;
  • закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которыми дети пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям не только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии целесообразно разделить на два этапа:

Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приёмы.

Методика работы учителей-логопедов Л. Н. Ефименковой и И. Н. Садовниковой

Данная методика включает в себя работу по следующим направлениям:

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие пространственного восприятия, зрительного внимания и памяти;

Развитие слухового внимания и памяти.

Работа по воспитанию слухового внимания является предпосылками формирования фонематического слуха, способствует развитию чувства языка, ритмико-мелодической организации речи, интонации.

Работу необходимо начинать с того, чтобы научить ребёнка слушать обращённую к нему речь.

Расширение словарного запаса детей.

Учитель-логопед формирует понятия о словах, обозначающих предметы и явления природы, действия, признаки предметов. Тем самым мы готовим платформу для последующей работы над предложением.

Анализ слова.

Работа над предложением.

Работа над предложением начинается с простого нераспространённого предложения. Широко используются графические схемы предложений для того, чтобы сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове как единице предложения. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложения.

Развитие звукового анализа слова.

Дифференциация звуков.

Знакомство с буквами [4].

Технология работыс детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР, учителей-логопедов Т. Ю. Бардышевой и Е. Н Моносовой

Данная технология, по признанию логопедов-практиков, является наиболее точной и полной. Она в большей степени направлена на профилактику различных видов дисграфии и дислексии у детей. Авторами разработана система занятий с детьми четырёх возрастных групп: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Упражнения по предупреждению предпосылок к дисграфии и дислексии у детей появляются на занятиях с детьми 4-5 лет. В старшей и подготовительной группе их количество увеличивается.

В работах многих авторов(В. К. Воробьёвой, Л. Н. Ефименковой, Н. А. Чевелёвой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой) приводятся методикии технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов) из которых составляются схемы предложений и планы рассказов. Бардышева и Моносова предлагают дополнительный материал в большом объёме, который представлен сюжетными картинками, текстами, вопросами к ним, картинно-графическими схемами предложений и планами рассказов.

Картинно-графические схемы предложенийи планы рассказов составлены для закрепления и правильного употребления в речи детей изучаемых предлогов, относительных и качественных прилагательных, глаголов и антонимов.

Работая над предложением, логопед занимается профилактикой аграмматической дисграфии и дислексии(знакомство с предлогами, закрепление предлогов в речи, работа над словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками).

Используя картинно-графическую запись текста, формируют у детей понятия:

рассказ состоит из предложений;

в конце предложения ставим точку;

предложения пишутся раздельно;

предложение состоит из слов(в схеме слова-предметы- отдельные картинки или квадраты, слова-действия — чёрные стрелки, слова-признаки — треугольники, предлоги- схематическое изображение);

слова пишутся раздельно (картинки расположены на определённом расстоянии, предлоги со словами тоже пишутся раздельно).

Демонстрационный материал с картинно-графическими планами рассказов Бардышевой и Моносовой разработан для средней, старшей и подготовительной к школе группы.

На профилактику акустической дисграфии направлен весь материал занятий по формированию звуковой стороны речи. (Дифференциация гласных, согласных по принципу звонкости — глухости, твёрдости — мягкости).

На профилактику дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза направлены упражнения на звукобуквенный анализ слов, деление слов на слоги, знакомство с ударением.

Очень интересны упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии и дислекии. Для развития зрительного анализа и синтеза, позволяющего находить сходство и различия в зрительных образах, а значит, и отличать сходные предметы и их изображения, целесообразно использовать игровые упражнения с картинным материалом (различной степени сложности): называние предметов по контурам, по силуэтам, называние недорисованных предметов, зашумлённых, наложенных изображений, нахождение неточностей в рисунках («ошибок художника»), распределение предметов по величине с учётом их реальных размеров (слон, собака, цыплёнок, божья коровка), нахождение двух одинаковых изображений, выявление отличий на двух сходных картинках, дорисовывание незаконченных контуров фигур, дорисовывание симметричных изображений, работа с разрезными картинками, с кубиками Кооса, с матрицами Равена, срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель — Мезони) и т. д.

При знакомстве с буквой авторы предлагают следующие упражнения:

предъявление карточек с буквой из шершавого материала;

«Мастерская букв»(выложить букву из палочек, вылепить из пластилина, сделать букву из шнурка);

раскрашивание букв, узнавание букв среди неправильно написанных и зашумленных, наложенных;

письмо букв в воздухе;

«Чудесный мешочек», найти букву в сухом бассейне.

В заключении можно сделать вывод, что понимание взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи открывает пути к их предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению и письму. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев [6].

Очень важно ранее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях. Все это положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость и формирование образовательной неуспешности у детей при их дальнейшем обучении в начальных классах школы.

Литература

  • 1.Бардышева, Т. Ю., Моносова, Е. Н. Логопедические занятия для детей средней, старшей, подготовительной группы. — М.: Скрипторий2003, 2019. – 264с.
  • 2.Вовк, О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам. – СПб.: НПФ Амалтея, 2010. – 89 с.
  • 3.Волкова, Л. С., Лалаева, Р. И., Мастюкова, Е. М.: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология — М.: Просвещение, 2009. — 528 с.
  • 4.Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. — М.: Просвещение, 1972. – 206 с.
  • 5.Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева, Т. Б. — Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320с.
  • 6.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 2007. — 286 с.
  • 7.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
  • 8.Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство — Пресс, 1999. – 112 с.
  • 9.Тюнеева, А. А. Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 131 — 135.
  • 10.Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
  • 11.Цибикова, О. А. и.о. зав. УМЦ по работе с родителями Института развития образования Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://rid-omsk.irooo.ru/aktualnye-publikatsii/277-sindrom-shkolnoj-neuspeshnosti (дата обращения 19. 09. 2019). 
299
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!