Статья " Использование песочной игротерапии в работе с детьми с нарушениями речи"(из опыта работы)

Тип статьи:
Авторская
Статья на тему « Использование песочной игротерапии в работе с детьми с нарушениями речи»

Автор статьи:

Жирнова А.В., воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач дошкольного образования в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре, что способствует его позитивной социализации. Или наоборот же, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, также речь отличается бедностью и однообразием синтаксических конструкций. В речи отмечается наличие лишь простых нераспространенных предложений, реже распространенных.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс развития связной речи, коммуникативных навыков, и пришла к выводу, привлечь нетрадиционное средство развития речи, такое как « песочная игротерапия».

В чём же эффективность и целесообразность использования метода порошка (песочной анимации) в логопедической практике?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. С песком играть любят все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности;

В третьих — является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В четвертых – он гармонично вписывается в работу по развитию связной речи, использование песочной анимации не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

И в пятых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционный метод песочной анимации оптимизирует процесс коррекции речи детей логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребенка.

В чем заключается инновационность опыта?

Метод песочной анимации впервые внедряется в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

ФГОС ДО требует принципа интеграции образовательных областей.Интеграция базируется на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? В данном случае игра с песком выступает в качестве дополнительного средства коррекционного воздействия на речь. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной, парной работе, так и в подгрупповых или же на фронтальных занятиях.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР; повышению качества воспитательно-образовательного процесса; созданию методического материала по данной проблеме; созданию предметно-развивающей среды; процедура работы с песком позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Научно-методическое обоснование

Метод «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Технология песочной игротерапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания в словесной форме.

В данном случае игра с песком выступает в качестве дополнительного средства коррекционного воздействия на речь. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе.

В основу работы положены теоретические и практические исследования педагогов:

Песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт-Петербурского Института специальной педагогики психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», в которой говорится о том, что «игры на песке-одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Я использую в своей работе методические пособия Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», «Как помочь «особому» ребенку», Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д. « Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». «Песочная игра» для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях. Песочная игра дает ему не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ним взаимодействовать.

Сущность применения «песочной игротерапии»

Цели работы:

1. Формирование речевой инициативы у детей с ОНР;

2. Усвоения детьми структуры связных высказываний, формирование способности их построения.

3.Формирование грамматического строя, закрепление детьми сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;

4.Формирование способности к речевому самоконтролю.

5.Качественное и количественное обогащение словарного запаса детей;

6.Развитие планирующей функции речи у дошкольников.

Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи.

Образовательные:

1.Создать систему работы по формированию речевой активности у детей с ОНР.

2.Познакомить детей с новой творческой формой работы – песочной игротерапией;

3.Закрепить и обогатить знания детей о свойствах песка;

4.Выявить степень эффективности применения песка в коррекции речи дошкольников с ОНР;

5.Привлечь родителей к совместной деятельности посредством игр в песок ;

6.Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию песочной терапии в практике;

Развивающие:

1.Создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком;

2.Создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме обучения — песочной терапии;

3.Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, творческой инициативы;

4.Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.

Воспитательные:

1.Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности;

2.Содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;

3.Способствовать воспитанию аккуратности при работе с песком.

При реализации целей и задач учитывались следующие принципы:

1. « Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволит сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.

2.Реальное « проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со сказочными персонажами (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.

3.Принцип взаимодействия с песком. В процессе игровой деятельности с песком, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи.

4.Принцип взаимодействия со взрослыми.

5.Принцип доступности – подбор доступного материала.

6.Принцип индивидуализации.

7.Принцип системности.

Условия реализации

Формой работы являются групповые, подгрупповые, парные, индивидуальные занятия.

При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,

2.Проявление творческой активности (для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка;

3.Формирование инструкции в сказочной форме;

4.Исключение негативной оценки действий ребенка, поощряем фантазию и творческий подход).

5.Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

6.Правильно определять главные цели занятия;

7.Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

8.Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

9.Необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей

10.Применять личностно-ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения занятий.

11.Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника;

12.Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками;

13.Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной спешности, охранения и укреплениям здоровья детей;

14.Включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

План реализации работы по применению «песочной игротерапии» у детей с ОНР на занятиях по развитию речи.

1.Подготовительный

2.Практический

3.Итоговый

I. Подготовительный этап

1.Анализ и подбор научно-практической, методической литературы;

2.Определение и содержание методов, технологий, эффективного использования для речевого развития дошкольников;

3.Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий (изготовление светового стола, подготовка песка для работы) для успешного речевого развития детей;

4.Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

5.Знакомство детей с азами техники песочной терапии, с правилами работы на световом столе, с некоторыми приемами рисования;

6.Разработка перспективного плана работы;

7. Ознакомление и приобщение родителей к совместной деятельности по применению песочной терапии.

8. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 5-7 лет.

9. Разработка перспективного плана работы.

10.Проведение диагностики речевого развития детей.

II. Практический этап

Работа с детьми

Игры с песком можно разделить по трем направлениям:

‒ Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

‒ Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

‒ Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Структура занятий с песком:

Занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.

Часть 1. Вводная

Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

Знакомство с правилами игр на песке;

Формулировка темы занятия, инструкции к играм.

Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая.

Итог занятия, ритуал выхода.

Работа с родителями

Формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы на тему: «Обогащение родительского опыта по развитию речи».

3. Совместные праздники, развлечения.

4. Круглый стол с участием родителей «Развитие творческих способностей посредством песочной терапии»

5. Семинар-практикум «Игры на песке для развития связной монологической речи»

6.Мастер-класс «Учимся составлять рассказ на песке»

7. Консультации«Как пополнить словарный запас ребёнка?», «Нарисуй и расскажи», «Игры в песочной стране»

8.Индивидуальные беседы с родителями.Оказание помощи родителям по интересующим вопросам.

8. Проведение НОД для родителей.Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на речь и творческие способности ребёнка песочной терапии»

III. Итоговый этап. Результаты работы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленное, систематическое применение «песочной игротерапии» в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает результативность работы. Создание условий для развития творческих способностей детей развивают творческий потенциал.

В течение всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно, и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый результат, – это интересно и увлекательно вдвойне.

Дети научились:

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  • Составлять рассказы по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Использовать монологическую и диалогическую формы речи.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Адекватно реагировать на оценку своей деятельности.

Литература

1. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда/ Н.Е. Арбекова. -М.: Издательство Гном, 2014. – 208 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.- с.136.

3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г. — с.40–47

4. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968. — с.67–165.

5. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г. — с. 5 -10

6. Глухов В. П. особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. — Дефектология. 1986. — № 3 — с.73 -80

7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985г. — с.- 25–30

8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с.36–112 10.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

11. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб.,1997. — с.8–62 12. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб.,1997. — с. 15–79

13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи — М., 2005г. — с.70 -133.

14. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.,1980. — с.158–165.

15. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.
16.Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.

614
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!