«Воспитание через развитие творческих способностей дошкольников».

«Воспитание через развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».

Для каждого ребёнка рисование — это большая и серьезная работа. В процессе рисования у детей появляются познавательные чувства: сомнение, удивление, радость от изучения нового.

Выбирая данную тему, я отметила, что важным фактором для художественно — эстетического эмоционального восприятия детей является возникновение таких ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественными образами, создают благоприятную атмосферу эмоциональной отзывчивости.

Актуальность художественно – эстетического развития дошкольника заключается в том, что большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Я считаю, что в настоящее время данная тема является актуальной и дает педагогу возможность для творчества. Именно это и послужило главным критерием в выборе основного направления моей работы.

Известно, что в жизни ребенка одним из важных видов деятельности, познания и самовыражения является рисование. О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий, писали следующие авторы: Е. Н. Лебедева, А. А. Фагеева, О. Г. Жукова, Мэри Энн, Ф. Колль, К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин, А. М. Страунинг.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей задания – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. [2, с. 21]

Нетрадиционные техники рисования, апробированные лично мной в детском саду, стали толчком для многих детей, которые до этого не очень любили рисовать. Стоит отметить, что сейчас они работают в этой технике с огромным удовольствием.

При проведении занятий по нетрадиционной технике рисования, я опираюсь на знания, представления, которые получают мои воспитанники на других занятиях в процессе прогулок, на выставках и экскурсиях. Перед занятием уточняю имеющиеся у ребят представления.

Работая в старшей группе, я разработала цикл занятий для детей, в ходе которых тема занятия делится на два-три раза. Например, техника «граттаж» требует более полного приготовления. На первом занятии дети придумывают сюжет, делают основу, закрашивают лист бумаги в нужный цвет. На втором занятии покрывают воском и окрашивают гуашью черного цвета. На третьем занятии «процарапывают» с помощью деревянной палочки, продуманный заранее сюжет. Делаю это для того чтобы дети могли более полно выразить свои впечатления о событиях, явлениях. Это дает им возможность передать более развернутый сюжет. Дети могут продумать замысел и выразить его. Я провожу такие занятия, один раз в неделю, для того чтобы интерес у воспитанников не пропадал. А так они ждут каждое занятие с нетерпением. Дети рисуют с удовольствием и часто, в свободное от занятий, время дети просят порисовать, применяя на своей практике навыки и умения нетрадиционной техники рисования.

Признание окружающими образов, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от взрослых такого же любования. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. При выполнении работ в данной технике, дети как бы обыгрывают, оживляют статистические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому.

В ходе образовательной деятельности осуществляются разные формы организации обучения нетрадиционным техникам и средствам рисования. Нетрадиционные средства рисования, которые приемлемы для работы с детьми младшего дошкольного возраста:

— «Рисование пальчиками». Данная техника позволяет ребенку почувствовать наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Пальчики становится более ловкими. В процессе рисования дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и боковой стороной кистей рук, кулачками, костяшками, фалангами.

— «Рисование ладошкой». В процессе рисования дети делают разнообразные движение ладонью: пришлепывание, прихлопывание, размазывание. Полученные отпечатки ладошек дополняются недостающими элементами и превращаются в забавного осьминога, воробья, осеннее дерево, тюльпан. Данная техника требует от ребенка большой сосредоточенности, развивает точность движения пальцев.

— «Рисование на ладошках». В процессе рисования происходит естественный массаж биологически активных точек.

— «Печатание (штампирование)». В ходе занятий используются самые простые штампы, которые оставляют на бумаге точки и кружочки это: ватная палочка, пробка от пластиковой бутылки, ластик на конце простого карандаша, а также штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона. Рисование поролоном позволяет детям быстро получить изображение с широкими мазками, например (море, небо).

— «Кляксография». Дети учатся экспериментировать красками, создавать необычайное образы, раздувая кляксы. Результат этого действия непредсказуемый и никто не знает какой будет конечный результат. У детей развивается воображение и фантазия.

— «Тычок жесткой полусухой кистью». В процессе рисования у детей формулируется чувство ритма, зрительно моторная координация. Моторные характеристики и формообразующие умения. Дети учатся держать руку вертикально, перпендикулярно листу и «делать тычки», заполняя нужное пространство.

— «Рисование восковыми мелками». Дети учатся держать мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживают сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу: учатся проводить штрихи в одном направлении. [5, с. 18]

Применение нетрадиционных техник рисования позволяет решать следующие задачи:

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования и методик по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Развивать ловкость в обращении с карандашом, кисточкой; формируется правильный захват карандаша и кисточки, тренируются мышцы рук детей.Развивать мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, интерес к рисованию.Совершенствовать технические умения и навыки рисования, движения рук.Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально. [1, с. 9]Работа по развитию детского творчества проводилась в системе. Были использованы современные образовательные технологии: технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология. Все это дает положительный результат в работе с детьми.

В ходе работы я поняла, что использование традиционных методов недостаточно для того чтобы дети могли более широко раскрыть свои творческие способности. Им очень сложно не имея достаточных навыков изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные кисть, карандаши, фломастеры.

Я считаю, чтобы выполнить рисунок в нетрадиционной технике, ребенок должен предварительно изучить теоретический материал, который предшествует этой практической работе, понять сущность задачи очередного рисунка, установить, в какой последовательности она будет решаться и какие средства и приемы следует при этом использовать.

Овладев процессом техники нетрадиционного рисования, я учу детей находить наиболее интересные техники и предлагаю определенную систему при работе с ней. Работая в детском саду я заметила, что дети уже с 3-х летнего возраста начинают проявлять интерес к рисованию. При этом я применяю такие техники, как пальчиковое рисование, рисование ладошкой и штампование, поэтому считаю правильным начинать работу в этой технике именно с детьми 3-х лет, и вести ее последовательно до выпуска из детского сада. Конечно же, я выясняю, какими умениями и навыками владеют малыши. С каждым годом рисование в нетрадиционной технике усложняется. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. В своей работе использую самодельные инструменты (штампы, печатки, прищепки с поролоном), природный материал (листья, желуди), а так же ватные палочки, ватные диски, воздушные шары, трубочки для сока), рисование на влажной марле. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» — можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Наиболее интересными оказались «Рисование мыльной пеной», «Рисование на влажной марле», «Рисование воздушными шариками». Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребенка, позволяет чувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. [4, с. 25]

Участвуя в изготовлении украшений, дети комбинируют и придумывают различные композиции, сочетают фигуры и цвет. Продукция творчества предназначается для украшения помещения и поэтому всегда сопоставляется с интерьером. Дети должны не только нарисовать, но и разместить рисунок так, чтобы он гармонировал с окружающим. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости или наоборот, огорчения. Но, разумеется, дети не только участвуют в украшении окружающего — они приобщаются к активной творческой деятельности.

Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждениями. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаём необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.

2.Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96 с.

3.Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. –

15 с.

4.Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.

5.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

6.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

226
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!