"Беседа о родном крае, обучение родному мокша-языку"
«Беседа о родном крае, обучение родному мокша-языку»
(конспект по национально-региональному компоненту в подготовительной к школе группе)
Программное содержание:
1.Формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению мокшанского языка, желание овладеть мокшанским языком.
Расширить кругозор детей. Упражнять в произношении слов на мокшанском языке.
Воспитывать уважение к национальным традициям мордовского народа.
Предварительная работа:
Беседа о родном крае, рассматривание альбомов, предметов быта мордовского народа, элементов национального костюма. Знакомство с мордовскими песнями, танцами, играми.
Материал к занятию: предметные картинки, муляжи овощей, грампластинки с записями мордовских песен, магнитофон, образцы с элементами орнамента разных народов. Звучит музыка мордовских композиторов.
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату, здороваются на мордовском — мокша языке с гостями:
Дети:- Шумбратада, инжихть! ( конакт)
Воспитатель: Шумбратада, шабат! Озатама занятияс.
-Шабат, кодама тячи шись?
Реб.: тячи шись – шаваши (вяржи)
Восп.: Кодама пингсь?
Реб.: пингсь- тунда.
Восп.: Кодама ковсь?
Реб.: Ковсь- Апрель
Восп.: -Кодама велеса минь эрятама?
Реб.: Минь веленьконь лемоц – Трускляй.
Восп.: Кодама городть маласа минь веленьке?
Реб.: Рузаевкать.
Восп.: Кодама городсь столицац Мордовиять.
Реб.: Столицац Мордовиять – Саранскяйсь.
Кодама стихотвореният содатада Мордовиять колга, Саранскяйть.
(дети рассказывают стихи на мордовском языке)
Кельгса ошеньконь Саранскяйть
Кельгса виенц, валда шаманц
Горняй, вайгялю ульцанзон
Шнама васттонза сонь лама.
Эсь Мордовиязень кельгса
Кода марнек и отчизнать
Кода зарять менельть вельхкса
Кода миньцонк козя кизоть.
Восп.: Тяни эряви тиемс тяфтама задания. Тя орнаментнонь ёткста мумс мордовскяй орнаментсь.(все орнаменты висят на доске)
Мес арьсетяда, што тя мокшень орнаментсь?
Восп.: Тяни азан теенть валхт мокшекс, а тинь ётафтость рузонь кяльти.
(воспитатель произносит слова на мордовском языке, а дети переводят на русский язык)
Тяни рузонь кяльста- мокшень кяльти.(воспитатель произносит слова на русском языке, а дети переводят на мордовский).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с картинками (ребёнок показывает у доски картинки, остальные дети переводят на мокшанский язык.
Придумать определения к словам: шуфтсь (оцю), лофцсь (таньцти),
Ловсь (акша), марьсь (мазы), пурьхкясь (ламбама), куярсь (сянгяря)и т.д.
Составление предложений с числительными.
(Входит бабушка–загадушка, с корзиной в руках. В корзине овощи.У бабушки на фартуке, на юбке разные овощи.)
Бабушка показывает овощи- муляжи, дети на мокшанском языке говорят ей какие у неё в руках овощи.
— Эти овощи выращивают на полях Мордовии.
А теперь я буду загадывать загадки на мордовском языке:
1.Аф суски, аф увай, а куду кивок аф сувай.( замок)
2.Шинек – венек якайхть, а вастстост аф тушендыхть.( часы)
3.Кияксть кучкаса кштий – кштий, а уголса ваймяй.( веник)
4.Кизонда сянгяря, тялонда – калош.(лес)
Восп.: Наши дети не только умеют переводить слова с русского на мордовский, с мордовского на русский, но и умеют также петь на мордовском языке.
Реб.: Выступать мы мастера
Все мы русские и мордва
Знаем песни русские,
Теперь поём мордовские.
Песня «Луганяса келунясь»
Реб.: В детском садике своём
Очень дружно мы живём
Потанцуем, попоём
И гулять скорей пойдём.
Воспитатель: на этом наше занятие окончено.
Уледа шумбрат!