Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег" для детей 4-5 лет
Дошкольное образование
Участники проекта: детидошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность:1 неделя
Вид проекта:познавательно-исследовательский, творческо – информационный, игровой.
Введение
В наше время важным остается вопрос экологическоговоспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на земле.Проектная деятельность остается одним из наиболееэффективным способом реализации задач экологического образования. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Проблема
Зима! Для детей это особенная радость, ведь это и катание с горки на санках, и лепка из снега всевозможных сказочных существ, и изготовление снежных лабиринтов, крепостей, да и просто игры в снежки. Наблюдая во время прогулки за снегопадом, рассматривая снежинки дети заинтересовались, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега? Поэтому мы решили исследовать снег. Участие детей в проекте «Что такое снег?» позволит максимально обогатить знания и представления о снеге, его свойствах; развить исследовательские и творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель проекта:
Исследовать, что такое снег, изучить его свойства, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
Узнать, что такое снег и как он образуется.Изучить свойства снега. Узнать, почему скрипит снег.Рассмотреть формы снежинок.Определить чистоту снега. Обогатить словарь за счёт обозначения качеств снега.
Развивающие:
Развивать познавательные способности детей: наблюдательность, описание, сравнение.Развивать связную речь через составление описательного рассказа о снежинках и снеговиках.Содействовать развитию речи: развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
Воспитывающие:
Продолжать развивать интерес детей к творческой деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик к экспериментальной деятельности.
Методы и формы работы:
Чтение познавательной литературы;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Наблюдения иэксперименты в во время прогулок;
Творческая деятельность;
Беседы;
Подвижные игры;
Игровая деятельность; Оснащение предметно – развивающей среды.
Ожидаемыйрезультат:
Расширение представления о снеге.Расширение словарного запаса.Развитие интереса к исследовательской деятельности, познавательной активности, творческих способностей.Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
Этапы реализации проекта
1.Выявить проблемы, определение целей и задач работы.
2.Организация работы над проектом: систематизация информации, планирование совместной деятельности.
3.Практическая деятельность по решению проблемы:
1-ый этап, подготовительный.
(разработка проекта)
Сроки: с 27.01.2021 по 29.01.2021
Деятельность педагога:
1.Определение проблемы, постановка цели, задач.
2.Определение методов работы.
3.Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
- Ознакомление родителей с темой проекта, рекомендация по исследовательской деятельности в домашних условиях.
Совместная с детьми деятельность:
1.Введение детей в проблемную ситуацию.
2.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом снегом
3.Работа в уголке экспериментирования.
2-ой этап, исследовательский (выполнение проекта)
Сроки: с 01.02.2021 по 08.02.2021
Образовательная область | Формы и методы работы |
Речевое развитие | Беседы: «Что такое снег?», «Почему снег хрустит под ногами», «Снег – хороший и плохой»Чтение, рассказывание: Бойко Э. Сказка зимнего леса. Воронкова Л. Хитрый снеговик Чтение и заучивание наизусть стихов М. Познанская «Тихо, тихо снег идет» Загадки о снеге, природных явлениях Рассматривание иллюстраций: «Деревья в снегу» «Снежный покров» «Снегоуборочные машины» «Животные и снег» |
Познавательное развитие | Наблюдение за: Состоянием погоды. Снегом (сыпучий, мягкий, липкий). «Снегопад», «За работой дворника» «За работой снегоуборочных машин» Целевая прогулка по территории детского сада «Зимний пейзаж». Исследовательская деятельность (в группе): «В тепле снег тает», «Снег состоит из воды» «Почему нельзя есть снег? » «Снег непрозрачный» «Какая температура у снега? » «Какого цвета снег» «Тонет – не тонет» (на улице:«Почему не получился снеговик? » «Где теплее? » Рассматривание альбома:«Природные явления» |
Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Доскажи словечко» «Зимние слова» «Когда это бывает?» Сюжетно – ролевые игры: «Мы снежинки – балеринки» «Мы снегоуборочные машины» Труд: расчистить дорожки от снега; очистить от снега место для игр на участке; собирать снег на участке для постройки снежных фигур. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование НОД: «Зимний пейзаж» Аппликация НОД: «Снеговики» Музыка Прослушивание музыкальных произведений: Вивальди «Времена года. Зима» Прослушивание песен «Белые снежинки», «Серебристые снежинки», «Снежинки для Маринки», «Кружатся снежинок хоровод». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Брось снежок дальше», «Найди пару». «Попади в цель снежком» «Снежинки и ветер» Пальчиковые игры: «По снегу пальчики гуляли», « Снеговик» Дыхательное упражнение: «Снежинки». |
Работа с родителями | Консультация: «Игры со снегом» |
Работа с педагогами | Консультация: Методические рекомендации по проведению с детьми беседы о снеге. |
3-ий этап: заключительный
(обобщающий)
Сроки 08.02.202.года
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
1.Обобщение результатов работы, формулировка выводов;
2.Составление рекомендаций (из опыта работы);
3.Фотовыставка «Опыты со снегом».