Проект-Чтим поколений связующую нить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»

г. Саранск

Актуальность проекта

Проблема духовно — нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности. В законе РФ «Об образовании» один из целевых ориентиров направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в духовно-нравственном становлении личности. Россия- многонациональное государство, а Мордовия- его частичка, где веками жили бок о бок люди разных языковых групп и традиций. Поэтому основная задача педагога воспитывать в детях толерантное отношение к представителям других народностей: русским, мордве, татарам, чувашам и другим народам, населяющим нашу республику. Любой маленький представитель этих народов должен иметь знания об их быте, культуре, доступные его возрасту.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» Э. К. Суслова. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений в старинных праздниках, традициях, фольклоре. Сохранить эту национальную память мы можем только, передав ее подрастающему поколению и воспитав в них уважение к прошлому народов, населяющих нашу республику и страну. Использование в работе с детьми культурного наследия народов оживляет педагогический процесс и оказывает большое влияние на духовно-нравственное и эмоциональное развитие дошкольников.

Участники проекта

  • Воспитатели;
  • Дети;
  • Родители воспитанников;
  • Музыкальный руководитель

Цель проекта

  • Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение к национальной культуре народов Мордовии, направленной на духовно нравственное развитие дошкольников через знакомство с традициями мордовского, русского, татарского народов, народными промыслами, фольклором

Задачи проекта

Образовательные:

  • Способствовать накоплению опыта о культуре, природе Мордовии, традициях, промыслах народов, населяющих республику.
  • Познакомить с историей, достопримечательностями. символикой столицы Мордовии Саранска.
  • Дать представление о национальном костюме мордвы, их орнаментах.
  • Уточнить и закрепить знания детей о людях, прославивших Мордовию .

Развивающие:

  • Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность.
  • Расширять словарный запас детей.
  • Развивать интерес к культурному наследию и истории Мордовии

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к культурному наследию народов Мордовии
  • Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей
  • Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им.

Тип проекта

Долгосрочный

Период реализации

Сентябрь 2020 — май 2021

Объект исследования

Процесс духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретические основы проекта

В основе педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию ребенка лежат идеи В. Д. Выготского, М. Д. Павленко, Л. В. Серых и многих других педагогов. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

К.Д.Ушинскийписал: «Воспитание, если оно не хочет стать бессильным, должно быть народным.» Он даже ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для вопитания в детях духовных начал.

А.С.Макаренков одном из своих трудов отметил: «Наши дети это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание-это наша счастливая старость.»

Новизна проекта

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Применение разработанного проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у дошкольников устойчивого интереса к традициям, обычаям, культуре народов Мордовии.

Гипотеза проекта

Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей интереса к традициям, истории, культуре своей Родины, республики, привлекать к этой работе родителей, то процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.

Ожидаемые(предполагаемые) результаты

Для детей:

— Обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.

— Побуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

— Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе и в общении друг с другом.

Для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров ДОУ в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышение качества педагогического труда.

— Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре.

— Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

Для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей.

— Объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей.

— Создание системы социального партнерства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Продукт проекта

  • Создание в группе мини — музея национальной культуры
  • Составление иллюстрированного сборника «Прогулки по Саранску»

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Выбор темы и разработка проекта

Подготовка теоретического материала

Составление перспективного плана по реализации проекта

Обсуждение плана по реализации проекта с родителями

Создание условий по реализации проекта

Практический

Работа по перспективному плану для реализации проекта

Обобщающий

Подведение итогов работы по проекту

Презентация иллюстрированного сборника «Прогулки по Саранску»

Перспективный план

Сентябрь:

  • 1.Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
  • 2.Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье.
  • 3.Чтение детям Ю. Азрапкин «Наша речка».
  • 4.Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей».

Октябрь:

  • 1.Беседа с детьми «Быт и традиции древней мордвы».
  • 2.Знакомство с Хохломой. Роспись ложек.
  • 3.Инсценировка мордовской народной сказки «Как ворона лисицу обманула».
  • 4.Разучивание мордовских народных игр «Пацинесэ», «Раю-раю».

Ноябрь:

  • 1.Проведение ООД «Прогулки по Саранску»;
  • 2.ООД «Путешествие по городам Золотого кольца России»
  • 3.Привлечение родителей к изготовлению тряпичных кукол для создания выставки «Любимые куклы наших бабушек»
  • 4.Виртуальная экскурсия по музею С.Д Эрьзи.

Декабрь:

  • 1.Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова. Составление календаря на мордовском языке с использованием его картин, фольклора мордовского народа.
  • 2.Знакомство с дымковскими игрушками Лепка «Барашек».
  • 3.Чтение детям Я.Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял».
  • 4.Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперед-назад, «качалочка», «елочка», ход с подскоком.

Январь:

  • 1.ООД «А у нас из окна площадь Красная видна» (продуктивная деятельность по духовно- нравственному воспитанию детей).
  • 2.Знакомство с элементами мордовского национального костюма. Украшение рубахи мордовским орнаментом.
  • 3.Виртуальная экскурсия в мастерскую села П.Тавла. Знакомство с резьбой по дереву(тавлинская деревянная игрушка).
  • 4.Фестиваль национальных творческих семей «Навеки вместе».

Февраль:

  • 1.Знакомство с Городецкой росписью. Украшение грибочка элементами городецкого узора.
  • 2.Инсценировка татарской народной сказки «Три сестры».
  • 3.Разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Тимербай»
  • 4.Фестиваль традиционной национальной кухни народов Мордовии.

Март:

  • 1.Проведение ООД: «Мордовская народная сказка «Пугливая мышь»».
  • 2.Консультации для родителей «Как приобщить детей к истокам народной культуры».
  • 3.Привлечение родителей к сбору экспонатов для мини музея национальной культуры.
  • 4.Музыкальная гостиная «Музыка родного края».

Апрель:

  • 1.Заучивание наизусть А. Ежов «Моя родина»
  • 2.Конкурс для родителей «Бабань парь».
  • 3.Оформление папки передвижки «Особенности духовно- нравственного воспитания дошкольников».
  • 4.ООД «Украшение петушка филимоновской росписью»

Май:

  • 1.Физкультурное развлечение «Праздник народных игр».
  • 2.Беседа о людях, прославивших Мордовию «Их именами названы улицы».
  • 3.Игра –викторина «Заповедные места мордовского края».
  • 4.Презентация мини музея национальной культуры и иллюстрированного сборника « Прогулки по Саранску».

Литература

  • 1.Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Л. В. Михайлова-Свирская. Пособие для педагогов ДОУ.М.: Просвещение,2015.
  • 2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, М.: Просвещение,2011.
  • 3.Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста. Р.С.Буре. Ребенок в детском саду. -2006-№5-с.16-17.
  • 4.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1989-96с.
  • 5.Непреходящие ценности малой Родины. Е. В. Пчелинцева.
  • 6.Народные игры в детском саду. Л. А. Лялина. -М.: Сфера,2009.
  • 7.Дидактические игры этнокультурного содержания. Сост. Л. М. Захарова, И.Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина.
  • 8.Мини –музей в детском саду. Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. -М.: Линка-Пресс,2008.

Приложение к проекту

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»


Конспект ООД

«Прогулки по Саранску»

Подготовили: Новокрещенова Т. И. Артамонова М.В.

Саранск 2020

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • уточнить представления детей, насколько они различают здания по функциональной принадлежности (жилые дома, предприятия, детские сады, школы, магазины и др.);
  • уточнить знания детей о строительных профессиях, их разновидностях по степени выполнения работы;
  • Обогащение и активизация словаря детей новыми словами;
  • воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение ко всем, что их окружает, к людям разных профессий.

Материал и оборудование:

  • карта или глобус;
  • Фотографии, иллюстрации с изображением города, деревни, села.
  • Фотографии, иллюстрации с изображением различных зданий (жилых домов, фабрик, заводов, школ, магазинов и т.д.)
  • Фотографии храмов, соборов, церквей.
  • Карточки с изображением людей разных профессий (каменщик, архитектор, плотник, штукатур, кровельщик, маляр).
  • Карандаши, акварельные краски, фломастеры, листы тонированной бумаги.
  • Аудиозапись песни Сураева –Королева «Мой город».

Методические приемы:

  • Вводная беседа по теме занятия;
  • Чтение стихотворенияА.Прокофьева «Моя земля».
  • Д/упражнение «Назови город и его горожан»
  • Беседа с детьми о родном городе. Вопросы к детям: 1. Как называется город, в котором мы с вами живем?

2. Чем отличается город от села, деревни?

3. Похожи ли города нашей Родины?

4. Чем они отличаются друг от друга?

5. Какие здания вы знаете?

6. Для чего нужны здания человеку в городе?

7. Какие бывают здания в городе? И т.д.

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций.
  • Рассказы детей.
  • Чтение стихов о родном городе.
  • Физкультминутка «Мы помощники».
  • Д/игра «Кто построил этот дом».
  • Продуктивная деятельность. Коллаж «Мой любимый город».
  • Анализ и итог занятия.

Словарная работа:

город – гигант, провинциальный город, горожане, «саранчане», кровельщик, штукатур, маляр.

Предварительная работа:

  • Экскурсии по улицам микрорайона, города;
  • Рассматривание фотографий, альбомов о родном городе;
  • Заучивание песен, стихов;
  • Чтение произведений художественной литературы о Родине, о разных городах России, в том числе и мордовских поэтов, и писателей.
  • Слушание произведений мордовских композиторов, посвященных Мордовии, городу Саранску.
  • Экскурсии на выставки произведений мордовских художников;
  • Посещение краеведческого музея города.

Ход занятия:

/Организация занятия. Дети стоят полукругом около воспитателя. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию, всем желающим необходимо приобрести билеты на экскурсионный автобус, оплатить билет можно ответом на поставленный вопрос экскурсовода. В роли экскурсовода может выступать как ребенок, который заранее подготовлен, так и воспитатель. Проводится дидактическая игра «Что мы знаем о России?».

Цель игры: уточнить знания детей о России, умение отвечать на блиц – вопросы точно, быстро, лаконично, воспитывать культуру общения.

Правила игры: Дети отвечают на вопросы, получают билеты определенного цвета (билеты трех – четырех цветов). Они будут нужны детям в ходе экскурсии. Дети усаживаются в автобус, согласно купленным билетам.

Экскурсовод (далее Экс.) Здравствуйте, дети! Бюро путешествий и экскурсий проводит для вас обзорную экскурсию по нашему городу. Экскурсию будут вести внештатные экскурсоводы. Зовут их: Таня, Сережа и я, Наталья Сергеевна. Мы будем с вами беседовать, рассказывать и рассматривать достопримечательности нашего города. Будьте внимательны и активны.

/Далее проводится беседа. Рассматриваются фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Саранска. Вопросы для беседы в методических приемах./

Дети читают стихотворение А.Прокофьева «Моя земля».

На широком просторе

Предрассветной порой.

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Экс.: (продолжает) У каждого города есть свое лицо – это здания.

Какие здания вы знаете? (Ответы детей)

Зачем нужны здания человеку?

Дети: Человеку нужны жилые дома, где он мог бы жить, или можно сказать, жилые дома.

Экскурсовод: Какие бывают жилые дома?

Дети: одноэтажные, многоэтажные, разного цвета, с разными окнами, сделанные из разных материалов и т.д.

/Дети рассматривают фотографии, иллюстрации различных жилых домов. Дети отмечают различия и сходства рассматриваемых жилых домов./

Экс.: В жилых домах созданы необходимые условия для жизни человека в них. А кто это сделал? (Ответы детей).

Дети: Все это сделали сами же люди. Они придумали лифт, чтобы было легко подниматься на самые высокий этажи. Другие придумали, как этот лифт сделать на заводе. Люди затратили много труда. Чтобы все это сделать, поэтому все, что нас окружает, необходимо беречь.

Экс.: Но человек, где – то работает. Поэтому в городе есть здания, где он работает. Что это за здания? (Ответы детей).

/Дети перечисляют здания различного назначения — фабрики, заводы, магазины, ателье, почта, больницы и т.д. Рассматривают фотографии, иллюстрации./

Экс.: Взрослые идут на работу, а куда идут их дети? (Ответы детей)

Далее воспитатель подводит итог. Все, что необходимо для удобств людей, все построено руками человека. Люди старались, чтобы здания были красивыми, удобными. А значит необходимо беречь, сохранять, тогда родной город всегда будет красивым.

Музыкальная пауза: пение песни под фонограмму «Мой Саранск».

Мой город древний и красивый.

Цветы, фонтаны, соловья.

И освещают всю Россию

Как звезды лампочки твои.

Шумбрат Саранск,

Мы все желаем …

Ты Родины моей мечты.

Столица солнечного края

И нежной солнечной красы.

Экскурсовод: Молодцы, ребята. Давайте продолжим нашу экскурсию.

Еще в начале прошлого века Саранск был застроен в основном одноэтажными деревянными домами. Но не только в Саранске, но и в любом другом городе, селе есть особые здания. Эти здания украшают города, села своим величием, красотой, особенностью принадлежности. Кто догадался, о чем я Вам говорю.

Дети: Это церкви, соборы, монастыри.

Экс.: Правильно дети. Сейчас наш экскурсовод Таня и расскажет нам с вами о самом красивом соборе нашего города.

Ребенок – экскурсовод рассказывает о Свято – Феодоровском соборе на Соборной площади города Саранска, который открыт в 2006 году.

Экскурсовод: Давайте посмотрим, чем отличаются храмы о других зданий. Как их можно узнать? (Ответы детей).

Храмы можно узнать по куполам. У обычных домов – крыша, а у храмов – купол. Купола покрывают золотом, и они блестят на солнце, украшая город. А еще звон колоколов. Как красиво они звучат. (Звучит колокольный звон в аудиозаписи).

Физкультминутка «Мы помощники».

Экскурсовод: Сегодня мы с вами посмотрели множество различных зданий нашего города. И все их построили люди. Некоторые давно построены, строят сейчас. Будут строить в будущем. Все эти здания красивые, разные. Мастера старались, чтобы эти здания украшали наш родной город.

Наш родной город становится год от года все краше и красивее, саранчане и гости нашего города гордятся им.

Послушайте стихотворение М.Норкина «Мой город». Постарайтесь запомнить строки этого стихотворения наизусть.

Далее проводится д/игра «Кто построил этот дом». Дети находят карточки с изображением различных строительных профессий по прочитанному воспитателем тексту.

Архитектор строит дом, Нужно все нарисовать,

Дом многоэтажный, Вычислить, проверить,

Строит дом карандашом, Все квартиры сосчитать,

На листе бумажном. Лестницы и двери.

Чтобы в доме было сухо и тепло,

Чтобы снег зимою в дом не занесло,

Чтоб не мокли люди под дождем,

Кровельщик железом покрывает дом.

На стройке жаркая пора,

Сигнал уже пробил.

Сегодня каменщик с утра

К работе приступил.

Из училища на стройку

К нам приехал паренек.

Он уверенно и бойко

Штукатурил потолок.

Красить комнаты пора –

Пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принес –

Механический насос.

II часть.

Выполнение коллажа «Мой любимый город». Звучит спокойная мелодия.

Экскурсовод: Вот закончилась наша экскурсия, в ходе которой мы узнали много нового о своем родном городе. Нашу замечательную картину мы обязательно подарим детям из младшей группы, чтобы они увидели какой красивый наш дорогой и любимый город. И когда они подрастут, мы обязательно, пригласим их на экскурсию по нашему городу.

А мы с вами должны любить и заботиться о своем городе. Ведь это наша родина. А что мы с вами родиной зовем?

/Дети поочередно читают стихотворение З.Александровой «Родина»/

Воспитатель: Что мы Родиной зовем?

1 ребенок: Дом, в котором мы живем.

2 ребенок: И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем…

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»


Конспект ООД для подготовительной группы

на тему:

«Путешествие по городам Золотого кольца России»

Подготовили: Новокрещенова Т. И. Артамонова М.В.

Саранск 2020

Конспект по поликультурному воспитанию дошкольников для детей подготовительной к школе группы

«Путешествие по городам Золотого кольца России»

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Цель: дать детям представление о древних городах Золотого кольца России.

Задачи:

— познакомить детей с интересными городами нашей родины, некоторыми ее достопримечательностями.

-воспитывать интерес к истории своей родины, любовь к своей стране.

— формировать познавательную, творческую активность дошкольников.

— развивать речь, мышление, воображение

— учить детей обобщать и передавать информацию;

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор; мультимедийная презентация «Города Золотого кольца России»; набор из трех колокольчиков с разным содержанием внутри (разная крупа), карточки с изображением колокольчиков соответствующих цветов; аудиозапись «Ростовские звоны»; музейные экспонаты, карта городов Золотого кольца России; кольцо – обруч.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о знаменитых городах России, их промыслах, достопримечательностях и традициях.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: — Здравствуйте ребята, сегодня я предлагаю вам стать настоящими режиссерами и снять цикл передач «Интересное вокруг нас». Эту передачу мы будем снимать про нашу удивительную страну Россию. Мы будем путешествовать по России, собирать информацию о городах, запоминать, фотографировать, зарисовывать, коллекционировать, а потом будем рассказывать и показывать нашим телезрителям о том, что мы увидели. Кто — то из вас будет репортером, кто-то оператором, будут у нас и корреспонденты и фотооператоры. (Воспитатель распределяет роли вместе с детьми).

— Итак, первая передача у нас будет о необычных и очень красивых городах. У каждого города есть свое название, которое звучит волшебно и сказочно: Углич, Суздаль, Перееславль — Залесский, Плес, Сергиев Пасад, Владимир, Ярославль, Ростов, Кострома. А для нас они интересны еще и потому, что они входят в Золотое кольцо России. Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце( Слайд1). Они и правда расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. А Золотым это кольцо называют потому, что в этих городах собраны образцы старинных художественных промыслов. – А какие художественные промыслы знаете вы?(ответы детей)

— В музеях городов Золотого кольца представлены такие промыслы как резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, представлены все этапы развития древнерусского зодчества. Ну что вы готовы к путешествию? А помогать нам будет перемещаться волшебное кольцо. Нам надо будет взяться за него, закрыть глаза и произнести :

— Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

(Слайд 2)

— Первый город, в котором мы оказались Сергиев Пасад. Здесь находится самый известный монастырь России. Поэтому в этом городе развито производство крестов, икон, подсвечников. Но больше всего он известен по тому, что почти 300 лет в нем изготавливают игрушки. Сергиев Пасад называют «игрушечной столицей России», в этом городе есть единственный музей игрушки, в котором собраны игрушки из разных стран. У этого города есть даже свой игрушечный символ. Хотите узнать какой? Мы сейчас поиграем с вами в игру. Вам необходимо разделится на две команды. Перед вами лежат фрагменты картинки, которую вы должны собрать, и только после этого вы узнаете, о каком символе идет речь.

2. Игра «Собери картинку»

-Молодцы, вы справились с заданием и теперь знаете, что игрушечным символом города является матрешка. В этом музее хранится самая старая матрешка ей более 100 лет. (Слайд 3)

— Давайте мы с вами еще раз назовем город, который мы посетили (ответы детей). А теперь держитесь за кольцо и в путь.

— Следующий город, о котором мы будем делать репортаж это Переславль – Залесский. (Слайд 4)

Этот город знаменит тем что в нем много монастырей и соборов. Посмотрите, какие они величественные, сколько в них силы и мощи! Здесь есть Горицкий Успенский монастырь, который виден отовсюду, потому что он находится на горе. (Слайд 5) Давайте еще раз назовем этот город.

— А теперь давайте произнесем наши волшебные слова и посетим город Ростов.

(Слайд 6)

— Ростов один из древних городов в Золотом кольце. Самая знаменитая часть города это Ростовский кремль. В этом городе много памятников зодчества, икон, огромное количество деревянных скульптур. Есть здесь и еще уникальная достопримечательность – ростовская финифть. А знаете что такое финифть? Это очень красивые эмаливые украшения: броши, серьги, кулоны. Их делают здесь уже несколько столетий.

(Слайд 7)

Кроме этого город знаменит звонницей Успенского собора.(Слайд8) Всего в звоннице 15 колоколов. Ростовские колокола знамениты на весь мир, их звоны записаны на кассеты и диски.

Давайте с вами послушаем звонницу

3. Слушание «Ростовские звоны»

Воспитатель: — Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении? (Ответы детей)

Воспитатель: — Чем отличаются звуки колоколов от звучания обычных колокольчиков? (Ответы детей)

— А теперь давайте мы поиграем с вами в игру, которая называется «Какой колокольчик звенит?»

4. Дидактическая игра «Какой колокольчик звенит?»

(Детям показывают три колокольчика разного цвета с разным содержанием, обращают внимание на то, что каждый колокольчик имеет свой звук. Затем раздают карточки с изображением колокольчиков соответствующих цветов и предлагают показать карточку того колокольчика, который будет звучать)

— Следующий город, о котором мы будем делать репортаж это Ярославль. Это один из красивейших городов Золотого кольца. (Слайд 9) В Ярославле множество церквей и монастырей. Но этот город известен тем, что в нем находится самый старый в России театр.(Слайд 10) Это был первый театр в России и поэтому этот город называют родиной русского театра. Представим и мы на минуту себя актерами и поиграем в игру «Вдоль по бережку» Я буду читать стихотворение, а вы передадите его содержание в движениях.

5. Театрализованная игра «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает

Да по пяточкам постукивает.

— Держитесь за кольцо, нас ждет следующий город.(Слайд 11)

— Мы с вами в Костроме. Это один из самых интересных городов Золотого кольца. Этот город известен тем, что в нем находится музей льна и бересты.(Слайд 12) Кострома считается родиной Снегурочки.(Слайд 13) И когда Дед мороз отправляется в путешествие по России, он заезжает за внучкой в Кострому. Как называется город, о котором мы будем делать репортаж?(Слайд 14)

— Следующий город Плес. Это город художников. Художники приезжают сюда со всех уголков мира, потому что этот город очень красивый и славится своими необыкновенными пейзажами. Посмотрите, какие удивительные места есть в этом городе, и какие картины были написаны знаменитым русским художником Левитаном здесь (Слайд 15). Давайте и мы на несколько минут представим себя художниками и напишем волшебной, невидимой кисточкой красивый пейзаж в воздухе. Итак, закрыли глаза, взяли кисти и начинаем писать.

6. «Релаксационное упражнение «Художники»

— Мы с вами отправимся в следующий город. А пока вспомним, какой город мы посетили?

— Ребята, мы в Суздали. (Слайд16)

Это единственный в России город музей. Здесь очень много церквей, монастырей и часовен. В этом городе есть музей, в котором собраны постройки из дерева — церкви, избы, мельницы. (Слайд 17)

— Как называется город, в котором мы сейчас с вами находимся? Чем он знаменит?

— Последний город, который мы сейчас посетим город Владимир. Посмотрите, раньше парадный въезд в город, проходил через Золотые ворота. (Слайд 18) Это один из замечательных памятников старины. В этом городе величественные, старинные соборы. Город знаменит своей вышивкой. Ведущим цветом во владимирской вышивке является красный. Я предлагаю вам стать на время мастерицами и мастерами по вышивке. Только наша вышивка будет без иголки, свои узоры мы будем вышивать с помощью ниток и клея.

7. Изодеятельность: ниткография «Владимирские узоры»

8. Итог занятия

— Вот мы и вернулись в наш город.(Слайд 19) Мы

210
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!