Конспект логопедического занятия по теме "Весна пришла"
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема «Весна пришла».
Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи: закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; совершенствовать навык звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи: совершенствовать фонематическое восприятие; развивать мелкую моторику, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные цели: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Оборудование: картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз; буквы; конверты с заданием; звуковые символы, карандаши, мячики Су-Джок.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Логопед: здравствуйте ребята!
-Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла…(весна).
Правильно, это весна.
2.Объявление темы занятия
-Логопед: сегодня мы поговорим с вами о весне. А что такое весна?
-Дети: это время года.
-Логопед: когда приходит весна?
-Дети: после зимы.
-Логопед: Какие месяцы весны вы знаете?
-Дети: Март, апрель, май.
-Логопед: и почему все говорят, что весна пришла?
За окном все таже картина, как и зимой, или нет?
Как вы поняли, что пришла весна?
Какие признаки весны вы уже видите?
-Дети: стало светлее, теплее, тает снег…
3.игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
Объясните, что это за слова такие? — проталины, капель, ледоход.
Ответы детей.
4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»
Логопед: весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик. (Показать шарик в открытой ладони)
Еж был маленький и поэтому всего боялся.
Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять.
Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками.
Дорожка была узенькая, извилистая.
(Катать шарик по ладони вперед- назад.)
Долго бежал Еж.
И вдруг очутился около большой бурлящей реки.
А через реку был переброшен тонкий мостик.
(Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против).
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок,
потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
А там поляна — большая, круглая, красивая!
(Круговые движения шариком по ладони).
На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны!
Красиво, как в сказке!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка)..
Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый.
Пятый… и он на другом берегу!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой.
Добрался до своего домика!
(Катать шарик по ладони вперед- назад).
А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(Зажать шарик в ладошке).
5.Игра «Подбери словечко».
— Сейчас я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете.
(Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
— Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения.
6. Упражнение «Подбери слова-действия».
Логопед: — Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова — действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)
Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)
7. Физминутка.
Солнце, солнце, выходи (шагают на месте)
И всю землю освети! (идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (останавливаются и опускают руки вниз)
Чтобы нам теплее стало, (дети трут плечи)
Чтоб капели звонко пели, (движение кистей рук, имитирующие падение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (волнообразные движения руками)
Чтоб цветочки распускались, (имитируют движения руками)
С юга птицы возвращались. (взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (хлопают в ладоши на каждое слово)
Пусть весна придёт быстрей!
8. Упражнение «Что лишнее?».
— Посмотрим, как вы знаете приметы весны. Слушайте меня и определите, какая из примет лишняя, и объясните почему.
-Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.
— Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.
— Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.
— С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
9. «Шифровка».
Ребята, весна приготовила для вас интересное задание. Она зашифровала слово, которое вы должны разгадать.
(Логопед вывешивает картинки на доске. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: торт, радуга, апельсин, ваза, арбуз. Получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).
Какое слово было зашифровано
Дети: трава.
Логопед: А теперь, возьмите фишки и составьте схему слова трава.
Сколько звуков в слове трава?
Дети: пять звуков в слове.
Логопед: сколько согласных звуков в этом слове?
Дети: 3 согласных звука.
Логопед: перечислите их и скажите какие они.
Дети: Т, Р, В, — согласные твёрдые звуки.
Логопед: Сколько гласных звуков в слове трава?
Дети: два гласных звука.
Логопед: сколько слогов в этом слове, почему?
Дети: в этом слове два слога. Потому что два гласных звука.
Логопед: сколько гласных звуков столько и слогов.
10игра «Дорисуй»
Логопед: — Весенний ветерок принес конверты, а в них задания.
Откройте конверты и посмотрите, что там.
Дети: солнышко.
Логопед: какое-то у нас солнце грустное, чего- то у него не хватает.
Чего же не хватает у солнца?
-Дети: Лучей.
-Логопед: конечно, ребята, давайте вернем солнцу лучи, пододвиньте к себе листы бумаги с нарисованным солнышком, обведите солнце по контуру, соедините по точкам его лучи и раскрасьте солнце желтым карандашом.
11.Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Ответы детей.
-Назовите приметы весны.
Оценка работы детей.
Наше занятие закончено.