Методическая разработка занятия
Программное содержание.
— закрепить все виды счета в пределах 7(прямой, обратный, порядковый); — закрепить знание цифр 1-5, выстраивать цифровой ряд, соотносить число с цифрой; — продолжать формировать ориентировку в пространстве (на, за, под, между); — продолжать учить уравнивать множества двумя способами (путем прибавления и убавления); — закрепить понятия: «Столько-сколько», «Больше- меньше, поровну»; — продолжать учить решать устные и наглядные задачи в пределах пяти; — коррекция и развитие наглядно-действенного и наглядно- образного мышления за счет решения задач; — коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи, м/м рук при выполнении заданий; — воспитание усидчивости, интереса к занятию.
Образовательные области: познавательное, речевое, физическое развитие
Материал и оборудование: Бабушка Федора (грустная и веселая), д/и «Где находится посуда», картинки с изображением посуды, числовая лесенка, карточки, чайники, чашки по 5 штук на каждого ребенка, цифры на «камнях», цифры 1-10 для детей, карточки с посудой на каждого ребенка.
Ход ООД.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой к занятию.
Доброе утро, я вам говорю,
Доброе утро, я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Смелыми быть и ума набираться.
2.Создание игровой ситуации.
— Ребята, угадайте, кто сегодня к нам за помощью пришел.
Убежали от грязнули.
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет,
И в дороге слезы льет.
-Кто это? (бабушка Федора)
— Какое настроение у Федоры? (грустное, плачет)
— Бабушка Федора просит вас помочь найти посуду. Поможем? (Да)
3. Ориентировка в пространстве. Формирование понятия: за, под, на, между. (Показ слайдов)
— Где находится тарелка? (под елкой) — куда спрятался самовар? (за деревом) — где находится чайник? (на пенечке) — что находится между елками? (кастрюля).
4. Устный счет.
–Давайте поможем Федоре сосчитать посуду.
(на доску выставляются картинки с изображением посуды)
* прямой счет, итоговое число; * обратный счет (Помогите Федоре забраться по лесенке за чайником и обратно спуститься); * порядковый счет (К Федоре посуда вернулась) 1-й- самовар, 2-й- чайник, 3-й- кувшин, 4-й- нож, 5-й- бокал.
5. Физкульминутка.
«Отдохнем»
Мы считали и устали.Шаги на месте.
Дружно все мы тихо встали. Встали, руки на поясе.
Ручками похлопали: 1,2,3.Движения
Ножками потопали: 1,2,3.По тексту.
Сели, встали, снова сели, Приседания.
Друг на друга посмотрели. Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево
Мы немножко отдохнем, Шаги на месте.
И опять считать начнем.
6. Работа с раздаточным материалом.
(Понятия «Столько-сколько», «Больше- меньше, поровну»)
— на верхнюю полоску положите 4 чайника;
— на нижнюю полоску положите столько чашек, сколько чайников;
— что можно сказать о чайниках и чашках? (поровну, одинаково);
— вернулся еще один чайник, сколько стало чайников на верхней полоске? (5);
— чего больше (меньше), чайников или чашек?
— сделайте так, чтобы чайников и чашек стало поровну;
— что вы сделали? (Добавили одну чашку);
— а если бы чашек не было, как бы вы сделали поровну? (убрали бы 1 чайник)
7. Работа с цифрами.
— Федорину посуду завалило камнями. На камнях написаны цифры. Помогите разобрать камни по порядку. (1,2,3,4,5)
— Ну вот, еще нашли посуду за камнями. Молодцы!
— Давайте сосчитаем посуду, и полученное число обозначим цифрами.
— Сколько тарелок нашли? (3) Какую цифру нужно положить? (3)
— Сколько ложек? (5) и т.д.
8. Решение наглядных и устных задач.
— На полке у Федоры стояли 4 чашки, 1 чашка упала и разбилась. Сколько чашек осталось на полке? (три)
— У Федоры было 4 ложки, она купила еще одну ложку. Сколько ложек стало у Федоры? (пять)
— У Федоры было 5 конфет, одну конфету она съела. Сколько конфет осталось у Федоры?
9.Итог с оценкой деятельности детей.
— Какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? (помогли Федоре найти посуду)
— Теперь какое стало настроение у Федоры? (веселое, радостное)
— Что мы с вами делали на этом занятии?
— Молодцы, ребята, вы настоящие помощники! Умеете считать, задачи решать, и цифры все знаете.
Литература
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта»
2.О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова «Воспитание и обучение у/о детей дошкольного возраста»
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991. 4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников»
5.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.