Конспект подгруппового логопедического занятия.Тема «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах».
Цель. Развитие артикуляционной моторики и автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах.
Задачи
1. Коррекционно – обучающие:
— уточнить артикуляционный и акустический образ звука [р];
— закреплять правильное произношение фонемы;
— учить детей различать звук [р] на слух и в произношении.
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие артикуляции, речевого дыхания;
— развитие просодики, работа над интонацией, силой, высотой голоса;
— развитие мелкой моторики;
— развитие грамматического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
— воспитывать интерес к занятию, внимание, активность;
— воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор с экраном, презентация, зеркала, листы бумаги с точками, карандаши, коврики «травка», флажки, камешки, шкатулка, леденцы «чупа — чупс».
Ход занятия
I. Организационный момент
— Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями. Садитесь за столы.
— Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
— Есть планета под названием Нерычандия. Там живут особенные жители в названии которых злой колдун украл звук [р]. Жители просят вернуть им звук [р]. Поможем им?
— Но, сначала нам нужно подготовить наши языки и губы, для того, чтобы правильно произносить звуки.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
— Берем зеркала, держим двумя руками.
Упражнения: «Заборчик», «Окошко», «Маляр», «Гармошка», «Часики», «Лошадка».
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Ветерок»
— Подул теплый ветерок. Вдох носом подули на ладонь. Молодцы!
— Для того, чтобы отправиться в путешествие, вам нужно отгадать на чем мы полетим. Отгадайте загадку.
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит — и прилунится.
— Правильно, ракета. Какой первый звук в слове ракета? (первый звук [р]).
3. Характеристика звука [Р] по акустическим и артикуляционным признакам
Рассмотрение артикуляции звука [р].
— Посмотрите на экран.
— Когда произносим звук [р] какими становятся губы?
— губы улыбаются;
— зубы открыты;
— где находится язык?
— кончик языка, где бугорочки и дрожит;
— звук [р], какой глухой или звонкий?
— звонкий, когда мы его произносим, образуется голос.
4. Пальчиковая гимнастика «Космос»
— Чтобы управлять ракетой, мы должны подготовить наши руки и пальцы.
1, 2, 3, 4, 5 – (по одному загибаем пальцы на обеих руках).
Начинаем мы считать (загибаем пальцы обеих рук),
1, 2, 3, 4, 5 – (по одному загибаем пальцы на обеих руках).
Мы закончили считать.
5. Задание «Маршрут»
— Нам нужно нарисовать маршрут ракеты от планеты Земля до планеты Нерычандия. Соединяем точки и правильно произносим звук [р]. Берем карандаши. Полетели.
6. Физминутка
— Посмотрите, что мы видим в космосе? Это поющие звезды.
Развитие просодики
— А теперь, вспомним песни гласных звуков. Сколько гласных звуков? (шесть.) Пропеть гласные звуки с движениями (вдох, руки через стороны вверх, на выдохе пропеть гласный звук.)
7. Произнесение слогов со звуком [р]
— Чтобы наша ракета приземлилась нужно правильно повторить волшебные слоги. Повторяйте слоги и прикладывайте ладони к коврику «травка».
Слоги:
Ра-Ро-Ру-Рэ-Ры
— Молодцы! Правильно произнесли слоги.
— Смотрите, вот планета Нерычандия.
8. Игра «Поймай звук [Р]»
— Вот дорожка с заданиями. Возьмите флажки, я буду говорить слова, если в слове услышите звук [р], поднимайте флажок и помашите им. Раз, два, начинается игра: коса, санки, рак, машина, жук, коза, корова…
— Молодцы! Справились с заданием.
8. Игра «Лабиринт»
— Ребята, посмотрите на экран, перед нами лабиринт из картинок. Вам нужно правильно назвать картинки, выделяя звук [р]. Речевой материал: рак, корова, сыр, ракета, ручка, топор, радуга, барабан, ракетка.
— Молодцы! Прошли лабиринт.
9. Игра «Придумай — ка»
— Чтобы колдун убежал навсегда из замка, «забросаем» его словами со звуком [р]. За каждое придуманное слово, вы получите волшебный камешек.
- Раз, два, начинается игра. Дети называют слова со звуком [р].
- Хорошо, вы много слов придумали со звуком [р].
10.Возвращение на планету Земля
— Убежал злой колдун.
— Мы помогли жителям планеты Нерычандия вернуть звук [р]. Как вы думаете, как теперь называется их планета? (Рычандия).
— А, теперь нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Сложите ладони и поднимите руки вверх. Полетели: р – р – р.
— Вот и наша планета, приземлились.
III. Подведение итога (рефлексия)
— На какую планету мы летали?
— Какой звук учились правильно произносить? (звук [р])
- Какие задания выполняли?
- Вы правильно выполнили все задания.Молодцы, ребята!
— Посмотрите на экран. За то, что вы помогли жителям планеты Рычандия, вам пришло от них волшебное послание с сюрпризом. Картинки — подсказки: окно, сундучок. Давайте, подойдем к окну и посмотрим что там? (сундучок). Сундучок с сюрпризом. Открываем. Что там находится? (леденцы). – Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями.