ООД«Весенняя сказка»(для детей средней группы)
Цель: Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные:
-расширять объем словаря, диалогическую речь, речемыслительную деятельность. Обобщать знания детей о весне, как о времени года:
-упражнять в подборе признаков к предметам на весеннюю тему, и к прилагательному существительное (муж, средний, женский род); — закреплять умение составлять связные рассказы (сказки) по заданной картинке;
-совершенствовать умение передавать краски весны в сюжете по замыслу, изображая на листе бумаги знакомые силуэты;
-располагать изображение на всем листе.
Развивающие:
-развивать наблюдательность, память, мышление, речь, восприятие, навыки совместной деятельности. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.
-развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; уважение к ровесникам. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности,
— воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайшем окружении.
ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
ОО «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Методические приемы:
Словесный: Игровая ситуация, вопросно-ответная беседа, игра «Времена года», игра «Дни, недели, части суток, игра «Да- нет», загадки, игра «Что не так», работа с картинками «Явления природы», игра «Кто знает, тот дальше называет..», игра «Береги природу». самоанализ, итог.
Наглядный:работа с иллюстрациями «Явления природы», береза в разное время года, географическая карта России.
Практический: рисуем солнышко, самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использования ТСО.
Используемые формы организации познавательной и продуктивной деятельности детей: на занятии используется подгрупповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: парник, переменчивый, цветень.
Индивидуальная работа:
ОО «Речевое развитие»:беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: закрепление выполнения правил дидактических игр, представлений о растениях и животных ближайщего окружения: «Кто где живет?», «С какого дерева лист?» и др.
ОО «Познавательное развитие»:беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, целевые прогулки вокруг детского сада и в парк.
ОО «Физическое развитие»:проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастике.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:рассматривание иллюстрации «Времена года», закрепление навыков работы с гуашью и мятой бумагой, рассматривание глобуса.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»: обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства и качество предметов. Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными. Рассматривание репродукции картин о нашей прекрасной природе. заучивание пословиц о природе, отгадывание загадок, разучивание стихов, беседы на тему весна.
дидактических игр, закрепление умений выполнять правила игры. Воспитание творческой самостоятельности. Развлечение «В гостях у леса», «Лесной концерт».
ОО «Познавательное развитие»:наблюдение за природой, животными и насекомыми на прогулках. Рассматривание иллюстраций из альбома «Времена года», дидактические игры — «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: развитие чувства формы, цвета, пропорции, развитие декоративного творчества детей. Рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о природе и планете Земля. Прослушивание музыкальных произведений.
ОО «Физическое развитие»: проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный: Игрушка: «Солнечный зайчик», картинка — весенний пейзаж,, спокойная музыка, рисунки – солнышко и тучка, кот. (для интерьера, магнитная доска), мяч.
Раздаточный: гуашь, тычки, ватные палочки стаканчики для воды, альбомные листы.
Место проведения: Групповое помещение №6.
Ход НООД:
Мотивация:
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо – тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
В/ль: Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне.
Придумайте определение к слову «весна». Какая она?
Дети: весна красивая, добрая, солнечная, ранняя, дождливая, теплая.
В/ль: Молодцы!
О чем можно сказать «весенний»?
Дети: весенний ручей, дождь, день, сад.
В/ль: что бывает «весеннее»?
Дети: Весеннее облако, настроение, солнце. небо, утро и т. д.
В/ль: Как можно назвать ласково солнце?
Дети: Солнышко.
В/ль: Сейчас послушаем стихотворение про весну
«В апреле» В. Орлов
-Первый солнечный денек,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти теплые часы,
А сосульки прослезились
И повесели носы.
В/ль: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Послушайте загадку.
-Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все….( солнце)
В/ль: В гости к нам кто – то пришел. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку «Солнечный зайчик»). Сейчас этот добрый волшебник прикоснется к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников!
Только в сказках происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеек, трава, дерево, звери. Давайте сочиним сказку про кота. Кто нам
расскажет? (примерный рассказ)
--Жил был кот. Звали его «Мурзик». Он очень любил гулять, но хозяйка в пасмурную погоду не выпускала на улицу. Но вот настала теплая, ласковая, весенняя погода. Вышел кот на
крыльцо на солнышке погреться. Только улегся, как вдруг появилась тучка, как вдруг что – то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую капельку дождя. Повернулся «Мурзик» и пошел обратно домой. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
В/ль: сказку про «солнышко и тучку» кто сочинит и расскажет нам? (Примерный рассказ)
Высоко в небе жили были два друга: Тучка и Солнышко. Гуляли вместе, резвились, веселились. Но однажды решил ветер их поссорить: налетел, стал сильно дуть, нагонять Тучку на Солнышко. Долго Тучка сопротивлялась, но в конце концов выбилась из сил и закрыла Солнышко. Вокруг все потемнело, на землю пошел дождь. Дети, которые играли на лугу, не хотели
расходиться по домам и закричали: " Ветер, Ветер не гуди, Тучка, Тучка — уходи, Солнце, Солнце — выходи!". Испугался ветер детских голосов и улетел прочь. Тучка ушла в сторону, Солнышко выглянуло и в знак благодарности послала детям лучики — приветы.
Физкультминутка
Вот стоит изба –
Может, в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота,
И пришла весна-красна!
Разбудила лес весенний,
Землю солнышком согрела.
Игра «Кто знает, тот дальше называет» (с мячом).
(Воспитатель начинает игру: я знаю 5 названий деревьев, насекомых, домашних животных, фруктов, овощей. По очереди бросает мяч детям, они продолжают называть).
Игра «Да — нет» (Дети встают в круг).
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Игра «Вопрос — ответ»
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар. Как вы думаете, что это? (Земля)
-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
— Какой гриб любит расти под осиной? (Подосиновик.)
— Какое вкусное блюдо можно приготовить из яблок? (Варенье.)
— Как называют маму зайчат? (Зайчиха.)
— Какого цвета цветки у василька? (Голубого.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Чем покрыто тело птиц? (Перьями.)
— Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
— Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
— Как называется жилище медведя? (Берлога.)
— Сколько ног у паука? (Восемь.)
— На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
— Какое дерево живёт дольше других деревьев? (Дуб.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Кто зимой впадает в спячку? (Ёж, медведь.)
— Для чего заяц меняет шубку серую, на белую? (Чтобы его не было видно на снегу.)
— Какое растение, растущее у дороги, помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Чем питается бабочка? (Нектаром.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
(Дети делятся на две команды)
Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец...
Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).
Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья — яблони, вишни, сливы.)
Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).
Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией.
Все мы любим свою страну, свой город и бережем его.
Игра с мячом «Как бережем?».
(Не мусорим на улицах, сажаем деревья, подкармливаем птиц и животных и т. д.
Пальчиковая гимнастика.
А мы утром будим пальчики так:
Утро настало, солнышко встало (крутим фонарики)
Будут птички щебетать ( щебечем пальчиками)
Будут пальчики вставать (хлопаем в ладоши)
Эй, братец Федор, разбуди соседей ( крутим большой палец)
Вставай, большак
Вставай, указка
Вставай, середка
И ты, сиротка
Проснись крошка Митрошка
(Дети начинают работу за столами, делим лист на четыре части)
Рисуем березку в разное время года
Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!
В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.
Самоанализ детьми полученных работ.
Итог:
Какие задания вы выполняли? Какое задание вам показалось сложным?
Награждение открытками с пожеланиями от лесника.