Сценарий педсовета «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков по ФГОС

2.Развитие профессиональных качеств педагогов по образовательной области «Труд».

3.Систематизировать знания воспитателей по трудовому воспитанию.

4.Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

Повестка дня:

1.Вступительное слово заведующей ДОУ.

2.Доклад «Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС» Ефремова О.В.

3.Сообщение «Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам» Каникова К.К.

4.Сообщение «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию» Никанкина Ю.Н.

5.Из опыта работы «Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Ерилина Г.А.

6.Из опыта работы «Формы и методы работы с родителями» Ишмуратова Г.Н.

  • 7.Решение педсовета

Ход педсовета

Сегодняшний педсовет посвящен трудовому воспитанию в дошкольном учреждении.

Слайд № 2

Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

Слайд № 3

Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд — это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Слайд № 4

Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Слайд № 5

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:

«Труд — первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

Слайд № 6

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Слайд № 7

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Слайд № 8

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

принципа развивающего образования (системности и последовательности);

принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Слайд № 9

Виды труда в ДОУ

Самообслуживание Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Ручной труд Слайд № 10

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель — это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей

  • Трудовые действия — это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

  • Планирование — это умение предвидеть предстоящую работу

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования разработанной с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство». В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Слайд 11

Подробнее о задачах трудового воспитания дошкольников по группам расскажет Каникова К.К.

Слайд 12

О Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию сообщит Никанкина Ю.Н..

Слайд 13

Ерилина Г.А. поделится своим опытом работы по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 14

Недостатки в основном процессе:

Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.;

Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества;

Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей).

Слайд 15

Недостатки в условиях:

Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;

Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Слайд 16

Недостатки в результатах:

У большинства детей:

Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;

Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;

Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;

Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

Слайд 17

В решении данной проблемы необходимо:

üВо-первых, стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;

üВо-вторых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;

üВ-третьих, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Слайд №18

Для устранения недостатков следует обратить внимание

Во-первых: на формы и методы работы с педагогами:

индивидуальные: беседы, анкетирование, консультации («Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества»), направленные на повышение уровня знаний по данной теме;

коллективные: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы («Факторы, способствующие формированию положительного отношения детей к труду»), педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут»), открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т.д. Эта работа направлена на повышение уровня практических и теоретических знаний у педагогов по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с ФГОС.

Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:

расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.).

пополнение наглядного материала (альбомов «Трудовая слава нашего города», «Все профессии, важны все профессии нужны»). Использование изданий периодической печати-детских журналов «Золотой ключик», «Солнечный зайчик» и др., где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время.

Приобретение серии книг «Воспитание человека», «Сделай сам» и «Учимся мастерить»

  • В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Ишмуратова Г.Н. расскажет какие формы и методы работы с родителями она использует в своей деятельности:

Слайд 19

Вывод:

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Деловая игра

Вы немножечко устали?

Очень долго размышляли?

Разомнитесь же скорей,

Поиграйте — не робей!

1. Мозговой штурмЗакончи пословицу, поговорку.

1 команда 2 команда
1. Меньше слов, да больше дела. 2. Глаза страшатся,а руки делают. 3. Хочешь жить– умей вертеться.

4. Кончил дело – гуляй смело.

5. Где много слов, там мало дела.

1. Терпение и труд –все перетрут. 2. Не потрудиться, таки хлеба не родится. 3. К чему душа лежит,к тому и руки приложатся.

4. Труд человека кормит,а лень портит.

5. Птицу узнают в полете, а человека в работе.

2. «Творческий» — Крокодил. (С помощью жестов, мимики показать пословицу).

— Труд кормит и одевает.

— Что посеешь, то и пожнешь.

— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

— Кто не работает, тот не ест.

— Земля труд любит.

— Пот на спине — так и хлеб на столе.

— Всякий труд достоин награды.

— Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

— Готовь сани летом, а телегу зимой.

— Делу время, а потехе час.

3. «Размышлянкино» (Педагогические ситуация для размышления).

Ситуация 1. Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает белье на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2. За ребенком в детский сад пришла мама. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама! Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик и мы попьем из него». Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Радость в его глазах погасла. Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну?

Ситуация 3. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за действиями некоторых детей-дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 4. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил костюм, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Какие советы вы дадите ему?

Ситуация 5.К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын выполняет ваши задания: и на стол накрывает, и пыль вытирает с игрушек, и убирает после занятия пособия. Но дома его ничего не заставишь сделать! Как мне следует поступать?» О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 6. Вы организуете коллективный труд детей в старшей группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

Ситуация 7. Пятилетний Гена впервые пришел в детский сад, к труду он не был приучен. Воспитатель сразу потребовал от него убрать свою постель после сна. Мальчик сопротивлялся, взялся за работу неохотно и в конце концов не справился с нею.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как педагог должен себя вести?

4. «Решалкино» («Кроссворд»)

1. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)

2. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

3. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

4.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

5. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

6. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)

7. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)

5. Заключительный этап — словоэстафета, которая требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв вот этот кубик я предлагаю вам продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...».

Перечень литературы:

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) — 2013г.; №8 – 2014г.

1179
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!