Поликультурное воспитание дошкольников
Формирование поликультурной личности — длительный и сложный процесс, который необходимо начинать прививать ребёнку с раннего детства.
Детство — уникальный период формирования предпосылок к формированию личностных качеств. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально — исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности переносятся на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Чем выше уровень культуры мира взрослых, тем более позитивным и содержательным будет культура мира детства.
Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас общая история и общее будущее. Веками взаимопомощь и взаимопонимание людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей республике и в нашей стране в целом.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) говорится о том, что «содержание образования должно обеспечивать… интеграцию личности национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание — это воспитание ребенка на культуре народов региона, где он проживает, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении эти качества надо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к людям других культур.
Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды, приобщая ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Современный человек должен знать не только историю и обычаи своего народа, но и историю и обычаи других народов. Каждый ребёнок, начиная с дошкольного возраста должен иметь возможность быть осведомлёнными о том, что могут делать люди других национальностей: играть в их игры, танцевать, пробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Чтобы легче было общаться, по возможности, изучать языки людей других национальностей.
Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности: ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ и за людей других языковых культур. Из всего выше сказанного следует, что ребёнок должен иметь возможность получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальную неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Идея поликультурности на региональной основе – это самоуважение и уважение другого человека. Познание национальных традиций народов через их анализ и сравнение.
Принимая во внимание социальный опыт, интересы и психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста: поликультурной личностью дошкольника, можно назвать ребенка дошкольного возраста, если он имеет элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать, умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности.
Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России в целом, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в нашем дошкольном образовательном учреждении, является:
— образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
— образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
— самостоятельная деятельность детей;
— взаимодействие с семьями детей.
Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Для решения задач поликультурного воспитания в группах нашего детского сада созданы уголки ознакомления с родным краем: « Мордовия моя». Там размещены куклы в национальных костюмах, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; государственная символика Мордовии и России. Элементарные сведения об истории, традициях и обычаях народов Поволжья. Для наглядности имеются куклы в русском национальном костюме, в мордовском национальном костюме, в татарском национальном костюме — они помогают увидеть разнообразие и красоту национального костюма разных народов.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации. Приобщение детей к культурному богатству народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети охотно играют в народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».
Так же знакомим воспитанников с декоративно-прикладным искусством: дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи.
Неотъемлемая часть народной культуры – это народные праздники, обычаи, традиции. Каждый год отмечаем в детском саду, например масленицу, пасху.
Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, тематическим выставкам, изготовлению, альбомов, поделок. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и других культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, справедливость, взаимопомощь.
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.