Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему «День рождения Маши»

Тип статьи:
Авторская

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

фронтального логопедического занятия

по обучению грамоте

с использованием мультимедиа-технологий

на тему «День рождения Маши»

в подготовительной логопедической группе

Выполнил: слушатель КПК

Акимова Екатерина Александровна,

учитель-логопед СП «Детский сад №50 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Саранск, 2021

  • Цель – продолжить знакомство детей со звуком Ш.
  • Задачи:
  • Коррекционно-образовательные:
  • ØЗакрепить знания детей о характеристике звука Ш и его обозначении;
  • ØПродолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях;
  • ØЗакреплять навык звукового анализа и синтеза;
  • ØУпражнять в выделении первого и общего звука в словах;
  • ØЗакреплять умение определять место звука ш в словах.
  • ØСовершенствовать грамматический строй речи
  • ØОбогащать словарный запас дошкольников

Коррекционно-развивающие:

  • ØРазвивать фонематическое восприятие
  • ØРазвивать память, внимание, мышление.
  • ØРазвивать общую и мелкую моторику детей
  • ØРазвивать связную речь

Коррекционно-развивающие:

  • ØВызвать положительный настрой детей на занятие
  • ØВоспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, доброе отношение друг к другу
  • ØВоспитывать культуру речевого общения
  • Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, мяч, мольберт, предметные картинки.

Ход НОД

  • 1. Орг.момент.
  • 1)Приветствие .
  • 2)Посадка детей.
  • 2. Повторение пройденного материала.
  • Л:- На занятиях мы изучаем звуки. Давайте вспомним, что такое звук? (отвечает 1 ребенок: звук – это то, что мы слышим и произносим.)
  • — Какое стихотворение мы знаем о звуке? (все вместе):
  • Мы не можем звук увидеть,
  • И не можем в руки взять.
  • Звук мы можем только слышать,
  • А еще его назвать.
  • Л: — О каком звуке мы говорили с вами на прошлом занятии?
  • Д: — Мы говорили о звуке Ш-(согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем фишкой синего цвета).
  • 3. Сообщение темы занятия.
  • Л:- Сегодня мы будим повторять звук Ш.
  • На экране появляется музык. открытка «С днем рождения!»
  • Л: — Посмотрите на экран, что вы там видите? (ответы детей: поздравительная открытка)
  • Л: -Сегодня день рождения у знакомого всем персонажа, догадайтесь у кого? В имени этого героя есть звук Ш. (на экране появляется слайд с мульт. героями: Карлсон, Маша, Баба Яга, Лунтик пчела Майя и тд). (ответы детей: это Маша)
  • Л: — Молодцы! Вы догадались кто это. Маша приглашает всех к себе на праздник и хочет больше узнать об этом звуке. Тема нашего занятия «Звук Ш» и мы отправляемся в гости, для этого произнесем слова:
  • Дружно улыбнись,
  • На празднике окажись!
  • 4.«Слоговые дорожки». (развитие фонематического слуха и восприятия)
  • Появляется СЛАЙД с мышками.
  • Л: — Услышали мышки про Машин д/р и зашептались в углу, давайте повторим за ними (проговариваем все вместе):
  • Ша-шу-ши аш-уш-иш иша-оша-уши шта-шпа-шку
  • Ше-шо-ша еш-ош-аш еша-ошу- ашо шка-што-шпы
  • Л: -Мышки пошептались и побежали готовиться к празднику. Вы правильно повторили за ними.
  • 5.«Счёт от 1 до 6» (согласование сущ+числительн.)
  • Л.:- Гости принесли для именинницы воздушные шары (на слайде связка из 6 воздушных шаров).
  • Л.:- Чтобы узнать, сколько лет исполняется Маше, нужно посчитать воздушные шары. (6воздушных шаров-1ребенок считает кол-во шаров).
  • Л.: -Правильно ли, посчитал(а) шары …..? (ответ детей)
  • Л: — Сколько же лет исполняется Маше?(ответ детей: 6лет)
  • Л: — Молодцы! Вы правильно посчитали шары и узнали сколько лет Маше.
  • 6. «Фокус»
  • Л: — Ребята, Маша очень любит фокусы, покажите как вы можете превращать одни слова в другие. Замените первый звук в слове на звук Ш, и назовите получившееся слово: ДАР — ШАР, и тд со словами: маг-шаг, мина-шина, кашка-шашка, мишка-шишка.
  • Л: — Маше очень понравилось, как вы превращаете одни слова в другие.
  • 7.«Образуй словечко»
  • Л.:- А сейчас покажем Маше, как мы образовываем слова. Я буду произносить часть слова, а вы назовете его полностью, добавляя слог
  • шок: А теперь, добавляя слог-шка:
  • Ме-шок пу-шка
  • Пу-шок му-шка
  • Пету-шок поду-шка
  • Гор-шок лову-шка
  • Поро-шок лягу-шка
  • Реме-шок хлопу-шка
  • Л:- Вы верно составили все слова, Маша очень рада за вас.
  • 8.«Подарки» (определение места звука в словах)
  • Л: -Гости подарили много подарков. Поможем Маше расставить их на полки: на первую полку поставим предметы, в названиях которых звук Ш слышится в начале слова, на вторую полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в середине слова и на третью полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в конце слова (шарф, карандаш, лошадка, шары, мишка, ковш).
  • Д:- Шарф мы поставим на первую полку, т.к. звук Ш в этом слове слышится вначале. И тд.
  • Л:- Молодцы! Вы умеете не только правильно произносить звук Ш, но и слышать его в словах, а также помогли нашей героине разобрать подарки по местам.
  • 9.Физминутка.
  • Л:- А сейчас пришло время немного отдохнуть. Выйдите из-за столов и выполните зарядку:
  • Маша другу Мишке
  • Шила новые штанишки,
  • Шила шубу, шила шарф,
  • Для Мишутки шалуна.
  • А на Мишиной рубашке
  • Шёлком вышила кармашки.
  • Наш Мишутка так хорош –
  • Лучше Миши не найдешь!
  • Он шагает по дорожке
  • В шитой Машею одежке.
  • Сшил Мишутка шубки мышкам,
  • Чтоб не мерзли мышки слишком.
  • Л: -Займите свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.
  • 10. «Звуковой анализ и синтез»
  • Л: — Медведь приготовил для Маши подарок и вкусный торт, который украсил шоколадом, апельсинами, пряниками, курагой (проводится словарная работа:
  • -Как вы думаете, что такое курага? курага-это сушеные абрикосы без косточек) и ананасом(на экране появляются изображения ингредиентов). А какой подарок приготовил Мишка вы узнаете, выделив в каждом из этих слов первый звук .
  • Д:- Шоколад. Первый звук Ш.
  • Апельсин. Первый звук А.
  • Пряники. Первый звук П.
  • Курага. Первый звук К.
  • Ананас. Первый звук А.
  • Л:- Составьте слово из этих звуков. Что у вас получилось? (дети — шапка). Вот мы и узнали, что подарил Маше Медведь.
  • Л: — Возьмите звуковые пеналы и составьте схему слова ШАПКА. (Дети составляют звуковые схемы на столах, один ребенок работает у доски). (Затем провожу фронтальную работу по анализу слова)
  • Л:- Правильно ли составила схему …….? (дети сравнивают и отвечают)
  • Л: -Сколько всего звуков в слове ШАПКА?
  • Р: -В слова ШАПКА 5 звуков.
  • Л:- Сколько гласных звуков в слове ШАПКА?
  • Д: -В слове ШАПКА 2 гласных звука.
  • Л:- Сколько слогов в слове ШАПКА?
  • Д: -В слове ШАПКА 2 слога.
  • Л: -Какое правило вы знаете?
  • Д: — Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  • Л: -Назовите первый слог в слове ШАПКА
  • Д: — Первый слог ШАП.
  • Л: -Назовите второй слог в слове ШАПКА.
  • Д:- Второй слог КА.
  • Л:- Какой первый звук слышится в слоге ШШШАП?
  • Д:-В слоге ШАП первым слышится звук Ш- согласный, всегда твердый, глухой шипящий, обозначим синей фишкой
  • Л:- Какой второй звук слышится в слоге ШАААП?
  • Д: -Вторым слышится звук А-гласный, обозначим фишкой красного цвета
  • Л:- Какой третий звук в слоге ШАП?
  • Д: -В слоге ШАП третьим слышится звук П -согласный, твердый глухой. Обозначим фишкой синего цвета.
  • Л: -Назовите второй слог в слове ШАП-КА.
  • Д:- В слове ШАПКА второй слог КА.
  • Л:- Сколько звуков слышится в слоге КА?
  • Д: — В слоге КА 2 звука.
  • Л: -Назовите первый звук в слоге КА
  • Д: -Первый звук К- согласный, твердый, глухой, обозначим синей фишкой
  • Л:-Назовите второй звук в слоге КА?
  • Д:-Второй звук А -гласный, обозначим фишкой красного цвета.
  • Л:- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Соберите звуковые пеналы и уберите их на край стола.
  • 11.«Плюшевый мишка» (согласование прилаг + сущ в косвен падежах)
  • Л: — Маша предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я скажу начало предложения, а вы закончите его словами плюшевый мишка.
  • Маше подарили……. Она любуется…… Маша завяжет бант..…Ей очень понравился ….Она мечтала о …..(Дети повторяют начало предложения и дополняют его словами плюшевый мишка.)
  • Л:- Молодцы! Вы правильно выполнили это задание.
  • 12.«Сюрприз от Маши»
  • Л: — Маша приготовила для вас подарки. Возьмите со стола карточки и карандаши, обведите предмет, в названии которого слышится звук ш. Скажите, какой подарок получил каждый из вас от нашей именинницы?(ответы детей: Маша подарила мне… тд)
  • Л:- Все справились и получили подарки от Маши, молодцы!
  • 13. «Деформированная фраза»
  • Л.:- Поблагодарим Машу и составим о ней предложения :
  • Маша, хорошая, девочка, очень.
  • У, сегодня, нее, день рождения.
  • Друзья, поздравить, Машу, пришли.
  • Получила, именинница, подарков, много.
  • Л:-Что вы составили? (дети: мы составили предложения.)
  • Л:- Что можно составить из предложений? (дети отвечают -рассказ)
  • Л:- У нас получился рассказ, придумайте ему название. (дети:- «Д/р Маши»)
  • (Приглашаю ребенка к доске, он повторяет весь рассказ с помощью графического плана)
  • Л:- Маше очень понравился ваш рассказ.
  • М:- Спасибо, ребята, с вами я весело и с пользой провела время и узнала много интересного. До свидания, друзья!
  • Л: -До свидания, Маша! А мы возвращаемся в д/с. Подойдите все ко мне, встаньте в круг и произнесите слова:
  • Вокруг себя повернись,
  • В детском саду окажись.
  • 14.Подведение итогов. 
297
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!