Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему «День рождения Маши»
Тип статьи:
Авторская
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте
с использованием мультимедиа-технологий
на тему «День рождения Маши»
в подготовительной логопедической группе
Выполнил: слушатель КПК
Акимова Екатерина Александровна,
учитель-логопед СП «Детский сад №50 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
Саранск, 2021
- Цель – продолжить знакомство детей со звуком Ш.
- Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- ØЗакрепить знания детей о характеристике звука Ш и его обозначении;
- ØПродолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях;
- ØЗакреплять навык звукового анализа и синтеза;
- ØУпражнять в выделении первого и общего звука в словах;
- ØЗакреплять умение определять место звука ш в словах.
- ØСовершенствовать грамматический строй речи
- ØОбогащать словарный запас дошкольников
Коррекционно-развивающие:
- ØРазвивать фонематическое восприятие
- ØРазвивать память, внимание, мышление.
- ØРазвивать общую и мелкую моторику детей
- ØРазвивать связную речь
Коррекционно-развивающие:
- ØВызвать положительный настрой детей на занятие
- ØВоспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, доброе отношение друг к другу
- ØВоспитывать культуру речевого общения
- Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, мяч, мольберт, предметные картинки.
Ход НОД
- 1. Орг.момент.
- 1)Приветствие .
- 2)Посадка детей.
- 2. Повторение пройденного материала.
- Л:- На занятиях мы изучаем звуки. Давайте вспомним, что такое звук? (отвечает 1 ребенок: звук – это то, что мы слышим и произносим.)
- — Какое стихотворение мы знаем о звуке? (все вместе):
- Мы не можем звук увидеть,
- И не можем в руки взять.
- Звук мы можем только слышать,
- А еще его назвать.
- Л: — О каком звуке мы говорили с вами на прошлом занятии?
- Д: — Мы говорили о звуке Ш-(согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем фишкой синего цвета).
- 3. Сообщение темы занятия.
- Л:- Сегодня мы будим повторять звук Ш.
- На экране появляется музык. открытка «С днем рождения!»
- Л: — Посмотрите на экран, что вы там видите? (ответы детей: поздравительная открытка)
- Л: -Сегодня день рождения у знакомого всем персонажа, догадайтесь у кого? В имени этого героя есть звук Ш. (на экране появляется слайд с мульт. героями: Карлсон, Маша, Баба Яга, Лунтик пчела Майя и тд). (ответы детей: это Маша)
- Л: — Молодцы! Вы догадались кто это. Маша приглашает всех к себе на праздник и хочет больше узнать об этом звуке. Тема нашего занятия «Звук Ш» и мы отправляемся в гости, для этого произнесем слова:
- Дружно улыбнись,
- На празднике окажись!
- 4.«Слоговые дорожки». (развитие фонематического слуха и восприятия)
- Появляется СЛАЙД с мышками.
- Л: — Услышали мышки про Машин д/р и зашептались в углу, давайте повторим за ними (проговариваем все вместе):
- Ша-шу-ши аш-уш-иш иша-оша-уши шта-шпа-шку
- Ше-шо-ша еш-ош-аш еша-ошу- ашо шка-што-шпы
- Л: -Мышки пошептались и побежали готовиться к празднику. Вы правильно повторили за ними.
- 5.«Счёт от 1 до 6» (согласование сущ+числительн.)
- Л.:- Гости принесли для именинницы воздушные шары (на слайде связка из 6 воздушных шаров).
- Л.:- Чтобы узнать, сколько лет исполняется Маше, нужно посчитать воздушные шары. (6воздушных шаров-1ребенок считает кол-во шаров).
- Л.: -Правильно ли, посчитал(а) шары …..? (ответ детей)
- Л: — Сколько же лет исполняется Маше?(ответ детей: 6лет)
- Л: — Молодцы! Вы правильно посчитали шары и узнали сколько лет Маше.
- 6. «Фокус»
- Л: — Ребята, Маша очень любит фокусы, покажите как вы можете превращать одни слова в другие. Замените первый звук в слове на звук Ш, и назовите получившееся слово: ДАР — ШАР, и тд со словами: маг-шаг, мина-шина, кашка-шашка, мишка-шишка.
- Л: — Маше очень понравилось, как вы превращаете одни слова в другие.
- 7.«Образуй словечко»
- Л.:- А сейчас покажем Маше, как мы образовываем слова. Я буду произносить часть слова, а вы назовете его полностью, добавляя слог
- шок: А теперь, добавляя слог-шка:
- Ме-шок пу-шка
- Пу-шок му-шка
- Пету-шок поду-шка
- Гор-шок лову-шка
- Поро-шок лягу-шка
- Реме-шок хлопу-шка
- Л:- Вы верно составили все слова, Маша очень рада за вас.
- 8.«Подарки» (определение места звука в словах)
- Л: -Гости подарили много подарков. Поможем Маше расставить их на полки: на первую полку поставим предметы, в названиях которых звук Ш слышится в начале слова, на вторую полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в середине слова и на третью полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в конце слова (шарф, карандаш, лошадка, шары, мишка, ковш).
- Д:- Шарф мы поставим на первую полку, т.к. звук Ш в этом слове слышится вначале. И тд.
- Л:- Молодцы! Вы умеете не только правильно произносить звук Ш, но и слышать его в словах, а также помогли нашей героине разобрать подарки по местам.
- 9.Физминутка.
- Л:- А сейчас пришло время немного отдохнуть. Выйдите из-за столов и выполните зарядку:
- Маша другу Мишке
- Шила новые штанишки,
- Шила шубу, шила шарф,
- Для Мишутки шалуна.
- А на Мишиной рубашке
- Шёлком вышила кармашки.
- Наш Мишутка так хорош –
- Лучше Миши не найдешь!
- Он шагает по дорожке
- В шитой Машею одежке.
- Сшил Мишутка шубки мышкам,
- Чтоб не мерзли мышки слишком.
- Л: -Займите свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.
- 10. «Звуковой анализ и синтез»
- Л: — Медведь приготовил для Маши подарок и вкусный торт, который украсил шоколадом, апельсинами, пряниками, курагой (проводится словарная работа:
- -Как вы думаете, что такое курага? курага-это сушеные абрикосы без косточек) и ананасом(на экране появляются изображения ингредиентов). А какой подарок приготовил Мишка вы узнаете, выделив в каждом из этих слов первый звук .
- Д:- Шоколад. Первый звук Ш.
- Апельсин. Первый звук А.
- Пряники. Первый звук П.
- Курага. Первый звук К.
- Ананас. Первый звук А.
- Л:- Составьте слово из этих звуков. Что у вас получилось? (дети — шапка). Вот мы и узнали, что подарил Маше Медведь.
- Л: — Возьмите звуковые пеналы и составьте схему слова ШАПКА. (Дети составляют звуковые схемы на столах, один ребенок работает у доски). (Затем провожу фронтальную работу по анализу слова)
- Л:- Правильно ли составила схему …….? (дети сравнивают и отвечают)
- Л: -Сколько всего звуков в слове ШАПКА?
- Р: -В слова ШАПКА 5 звуков.
- Л:- Сколько гласных звуков в слове ШАПКА?
- Д: -В слове ШАПКА 2 гласных звука.
- Л:- Сколько слогов в слове ШАПКА?
- Д: -В слове ШАПКА 2 слога.
- Л: -Какое правило вы знаете?
- Д: — Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Л: -Назовите первый слог в слове ШАПКА
- Д: — Первый слог ШАП.
- Л: -Назовите второй слог в слове ШАПКА.
- Д:- Второй слог КА.
- Л:- Какой первый звук слышится в слоге ШШШАП?
- Д:-В слоге ШАП первым слышится звук Ш- согласный, всегда твердый, глухой шипящий, обозначим синей фишкой
- Л:- Какой второй звук слышится в слоге ШАААП?
- Д: -Вторым слышится звук А-гласный, обозначим фишкой красного цвета
- Л:- Какой третий звук в слоге ШАП?
- Д: -В слоге ШАП третьим слышится звук П -согласный, твердый глухой. Обозначим фишкой синего цвета.
- Л: -Назовите второй слог в слове ШАП-КА.
- Д:- В слове ШАПКА второй слог КА.
- Л:- Сколько звуков слышится в слоге КА?
- Д: — В слоге КА 2 звука.
- Л: -Назовите первый звук в слоге КА
- Д: -Первый звук К- согласный, твердый, глухой, обозначим синей фишкой
- Л:-Назовите второй звук в слоге КА?
- Д:-Второй звук А -гласный, обозначим фишкой красного цвета.
- Л:- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Соберите звуковые пеналы и уберите их на край стола.
- 11.«Плюшевый мишка» (согласование прилаг + сущ в косвен падежах)
- Л: — Маша предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я скажу начало предложения, а вы закончите его словами плюшевый мишка.
- Маше подарили……. Она любуется…… Маша завяжет бант..…Ей очень понравился ….Она мечтала о …..(Дети повторяют начало предложения и дополняют его словами плюшевый мишка.)
- Л:- Молодцы! Вы правильно выполнили это задание.
- 12.«Сюрприз от Маши»
- Л: — Маша приготовила для вас подарки. Возьмите со стола карточки и карандаши, обведите предмет, в названии которого слышится звук ш. Скажите, какой подарок получил каждый из вас от нашей именинницы?(ответы детей: Маша подарила мне… тд)
- Л:- Все справились и получили подарки от Маши, молодцы!
- 13. «Деформированная фраза»
- Л.:- Поблагодарим Машу и составим о ней предложения :
- Маша, хорошая, девочка, очень.
- У, сегодня, нее, день рождения.
- Друзья, поздравить, Машу, пришли.
- Получила, именинница, подарков, много.
- Л:-Что вы составили? (дети: мы составили предложения.)
- Л:- Что можно составить из предложений? (дети отвечают -рассказ)
- Л:- У нас получился рассказ, придумайте ему название. (дети:- «Д/р Маши»)
- (Приглашаю ребенка к доске, он повторяет весь рассказ с помощью графического плана)
- Л:- Маше очень понравился ваш рассказ.
- М:- Спасибо, ребята, с вами я весело и с пользой провела время и узнала много интересного. До свидания, друзья!
- Л: -До свидания, Маша! А мы возвращаемся в д/с. Подойдите все ко мне, встаньте в круг и произнесите слова:
- Вокруг себя повернись,
- В детском саду окажись.
- 14.Подведение итогов.