Речевое развитие «Путешествие в чудесную страну русских потешек».
Цель: Создать условия для формирования чувства любви к русскому народному творчеству, эмоциональной отзывчивости на чтение потешек.
Задачи: — Создать условия для формирования умений отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
— Развитие у детей выразительной речи, способствовать формированию звуковой культуры речи, развитию памяти, активизировать в словарном запасе детей прилагательные, описывающие внешние признаки животных.
— Помочь вспомнить потешки, выученные ранее, учить читать громко, выразительно, проговаривая слова.
— Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.
— Воспитывать уважение к живому, меткому народному слову, к творчеству русского народа. Вызвать чувство симпатии к знакомым персонажам, создать радостное настроение от встречи с ними.
Предварительная работа:Чтение потешек, заучивание их наизусть, обыгрывание потешек, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картин, пополнение словарного запаса, его активизация.
Материал и оборудование: Игрушки: Би-ба-бо бабушка, декорация домик, солнышко с лентами, Петушок, курочка, цыпленок..
Методические приемы: Художественное слово. Беседа. Показ. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Вопрос – ответ. Игра. Введение литературного героя.
Ход занятия:
Воспитатель: Кода я была маленькой, я часто ездила в гости к бабушке.Днем я ей помогала в огороде, поливала, рвала траву. А вечерами после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны, мы садились на скамеечку и бабушка рассказывала мне шутки-прибаутки, потешки. Так было весело и незаметнее проходил вечер.
— А вы хотите побывать у бабушки в гостях в стране потешек.
Я приглашаю вас в чудесную страну потешек.
Итак, отправляемся в путь.
Садимся на лошадки (Дети имитируют езду на лошадке по кругу, друг за другом)
Скачем быстро на лошадке, по полям и по лесам,
Везет она в страну Потешек маленьких ребят.
Мы скачем, скачем, скачем в далекие края,
Веселые ребята и верные друзья.
Воспитатель: Вот мы и приехали к нашей бабушке!
— Давайте поздороваемся с ней.
— Здравствуй, бабушка! (Настольный театр, декорация домик)
Воспитатель: (Опосредованно от имени бабушки)
«Здравствуйте, ребята! Я вас давно жду, оладушек напекла».
Бабушка спасибо, дети давайте поблагодарим и пропоем потешку.
«Ладушки, ладушки, где были у бабушки» (дети пропевают потешку с движением)
— Ладушки, ладушки, где были у бабушки.
Испекла нам бабушка вкусные оладушки. (имитируют лепку пиражков)
Маслом поливала, деткам давала. (имитируют поливанием оладушек)
Тане два, Ване два, всем дала. (Разворот руки в право, в лево, в обе стороны)
Воспитатель: - Посмотритедети, какая сегодня погода у бабушки. (дети думают отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает) Погода солнечная.
Воспитатель: Давайте сделаем кружок и у нас будет свое солнышко. И расскажем Солнышку закличку.
— Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату (руки протягивают в сторону окна),
Мы захлопаем в ладоши очень рады солнышку. (хлопают в ладоши)
По желанию ребенок может отдельно рассказать.
Посмотрите вот и солнышко (воспитатель показывает солнышко с разноцветными ленточками)
— А Солнышко хочет с вами поиграть. Давайте сядем на ковер, на колени, каждый из вас возьмет по ленточки и будем накручивать на карандаш.
Дети играют «Закрути лучик» затем солнышко отправляется на небо. Дети прощаются.
Воспитатель: (от имени бабушки)
– Скажите мне дети, а кто будет солнышко по утрам.
Ответы детей: (Петушок)
Воспитатель: — А я знаю потешку про Петушка. Я начну, а вы мне помогайте.
— Петя, Петя петушок, золотой гребешок,
Маслина головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь.
Давайте покажем,
— как Петушок кукарекает (Крыльями машем, кричим Ку-ка-ре-ку), (появляется Игрушка Петушок, курочка и цыпленок.)
Воспитатель: Посмотрите кто пришел (ответы детей, перечисляют).
Давайте поиграем с ними.
Подвижная игра «Семья Петушка»
(Дети двигаются по залу по команде Петушок, дети имитируют Петушка, крыльями машут, кукарекают, идут и колени высоко поднимают. По команде Курочка, стоят на месте и кричат ко-ко-ко, в разные стороны поворачиваются и машут. По команде цыпленок присаживаются на корточки, пальцами стучат по полу и пищат, пи-пи-пи.)
Воспитатель: -Дети, Петушка, Курочку и Цыпленка, как можно одним словом назвать. (дети думают, отвечают). СЕМЬЯ.
Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Семья».
— Этот пальчик дедушка, (соединяются большие пальцы)
Этот пальчик бабушка, (указательные)
Этот пальчик папа, (средние)
Этот пальчик мама, (безымянные)
Это Я, (мизинцы)
Вот и дружная семья. (замок из пальцев)
Бабушка: Ой Дети оладушки остынут, и мне пора корову доить.
Воспитатель: И нам с детьми пора в детский сад возвращаться, Дети давайте скажем бабушке спасибо за оладушки и попрощаемся.
Садимся на лошадку, поехали. (артикул. гимнастика — щелканье язычком), приехали, (артикул. гимнастика – тормозят, вибрация губами)
-Сегодня на занятие мы вспомнили потешки. Теперь каждый из вас может рассказать их своим друзьям, родителям. А сейчас идем в группу есть оладушки.