Влияние литературы на эмоциональное, интеллектуальное и творческое развитие ребёнка
Литература и мир детских эмоций
Формирование этических представлений невозможно без воздействия на эмоциональную сферу, и детская литература, как и искусство слова в целом, обращается не только к разуму, но и к сердцу юного читателя. Ещё до того, как ребёнок научится оценивать поступки героев, он учится сочувствовать им. Исследователи отмечают, что именно литературные произведения открывают для ребёнка мир новых, ещё не знакомых ему эмоций. «Как правило, первый опыт серьёзных переживаний, — пишет М. Ю. Кузьмина в статье о сказках К. И. Чуковского, — большинство детей приобретает из сказки. В реальной действительности ребёнок, опекаемый взрослыми, до определённого времени „свободен от страха, потому что не знает опасностей“. Слушая сказку, в которой опасности подстерегают героя на каждом шагу, переживая всякую, даже временную, неудачу героя как свою, ребёнок учится „принимать к сердцу чужие печали и радости“. Сам К. И. Чуковский в книге „От двух до пяти“ среди особенностей детской психологии отмечает изначально светлое мировосприятие, чуждое отрицательных эмоций. Действительно, жизненный опыт маленького человека очень невелик, круг его общения — преимущественно родители и близкие родственники, оберегающие ребёнка от неприятных переживаний, которых немало в большом мире. Настоящим окном в этот мир и становятся первые детские книги: их герои не только радуются, но и огорчаются, беспокоятся, удивляются, пугаются и дарят весь этот спектр эмоций своему читателю, способствуя тем самым его душевному и духовному росту. В той же книге К. Чуковский пишет: „Цель сказочника… заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитать в ребёнке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою“. Таким образом, детская литература ставит перед собой сразу две цели, неотделимые друг от друга: эмоциональное развитие личности ребёнка и „воспитание чувств“. Безусловно, переживания от прочитанного не заменяют личного жизненного опыта, но, предваряя его, готовят маленького человека к жизни в мире людей.
Чтение как стимул к интеллектуальному развитию
Впрочем, книга открывает перед читателем не только мир человеческих эмоций, но и целый ряд событий и обстоятельств. Читатель не только переживает предложенную автором ситуацию; следующая ступень восприятия — осмысление прочитанного, попытка ответить на множество вопросов: почему герои ведут себя так, а не иначе, какие мотивы стоят за их поступками, какие обстоятельства определяют их действия. Так литературное произведение оказывается предметом интеллектуального восприятия, стимулом к интеллектуальному развитию. Самые простые с точки зрения взрослого сюжеты заставляют маленького читателя задумываться и задавать вопросы, а последнее, как известно, определяет собой познавательные возможности человека. Сталкиваясь с незнакомыми словами и понятиями, ребёнок идёт с вопросом к взрослому и, получив ответ, пополняет не только свой словарный запас, но и свои знания о мире. Развитие интеллекта, таким образом, осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, ребёнок получает всё новую и новую информацию, в его сознании накапливаются новые факты, с другой стороны, он пытается эти факты осмыслить, связать между собой, найти сходство и различие. Это значит, что постепенно расширяется его кругозор и развивается логическое и ассоциативное мышление.
Развитие творческих способностей ребёнка
Кроме того, книга даёт своему читателю возможность не просто мыслить, но мыслить творчески. Для того, чтобы прочувствовать и обдумать описываемую ситуацию, читателю приходится сначала ощутить себя внутри вымышленного мира, а это требует немалого воображения и зачастую ребёнку удаётся лучше, чем взрослому. Поэтому дети охотно откликаются на необычные поэтические формы и эксперименты со словом: всё это близко их собственному восприятию реальности. Р. Б. Калашникова в статье о творчестве Даниила Хармса отмечает, что „степень фантазии у ребёнка гораздо выше, чем у взрослого, он способен моделировать любые игровые ситуации. Юмор Хармса даёт детям чувство бесконечной вариативности развития, учит мыслить ассоциативно, подвижно, творчески“. Чем дальше произведение отходит от традиционных, устоявшихся норм, тем больше в нём возможностей для творческого развития подрастающего читателя: нестандартный авторский взгляд открывает ребёнку возможность оригинального осмысления привычных вещей, возможность создания собственной картины мира. Так искусство слова воспитывает в маленьком человеке самостоятельную личность и неповторимую индивидуальность.