Конспект занятия в старшей группе.
Конспект занятия
Тема: «Дом, в котором я живу» с презентацией.
Вид занятия: познавательно — игровое.
Тип занятия: интегрированное.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома;
дать представление о строительных профессиях; познакомить детей с новым словом «Общежитие».
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду строителей;
Воспитывать бережное отношение к своему дому.
Образовательные:Обогащение словаря по теме «Дом»;
расширение и обогащение знаний детей о жилище человека;
продолжатьучить детей составлять предложения, опираясь на схему;
расширить знания по теме «Семья»;
формирование представлений у детей о семье как о людях, которые живут вместе.
Развивающие: Развитие связной речи;
обогащение и активизация словарного запаса детей;
развитие творческих способностей, познавательных интересов, логического мышления, умения сравнивать, анализировать;
Словарь: общежитие, названия строительных профессий.
Оборудование: Картинки, крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, деревянный и кирпичный, макет квартиры.
Предварительная работа: чтение стихов о семье, пословицы и поговорки о семье.
Методы:
словесные: рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные: дидактические картинки, использование ТСО, рассматривание, демонстрация слайдов.
Приемы:
• вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности);
пояснение;объяснение;педагогическая оценка;беседаИгровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактические игры.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями.
Приемы
выполнение детьми игровых действий;загадывание и отгадывание загадок;создание игровой ситуации.Практические методы обучения
конструирование из крупного строительного материала по схеме.
Используемые материалы: картины с изображением домов, строительный материал, картинки с изображением строительных профессий.
Ход занятия
1.Организационный момент
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц – полукругом!
Поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех мы вас приветствуем!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
2. Объявление темы занятия
Воспитатель: А теперь сядем на стульчики.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье – о том, где вы живете.
Слайд №1
Вспомним, какие дома бывают, из каких комнат состоят и какая должна быть мебель.
Но для начала я начну читать предложения, а вы его заканчивать.
Слайды
Медведь живет в…(берлоге), №2
Лиса, барсук – в … (норе), №3
Бобер построил … (хатку),№4
Белка живет в … (дупле),№5
Крот под … (землей) ютится –№6
Там он с семьёю всей.
А где живем мы с вами,
Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.) №7
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живем в домах, в квартирах.
У каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные. Как вы понимаете эти названия? Слайд №8 (Ответы детей.)
Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича.
Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? Слайд №9 (Ответы детей.) Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей.
Воспитатель: Кто — то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме. А есть люди, которые живут в общежитии рядом с множеством соседей. Общежитие – общее житие, дом, в котором совместно проживают люди. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. (Дети повторяют слово «общежитие» вместе, выборочно).
Как называют людей живущих в одном доме, в одной квартире? (семья, домочадцы, семейство, домашние). Слайд №10
- 1.Ребенок читает стихотворение:
Люди живут повсюду на планете
Живут в домах и взрослые и дети.
Бабушка, папа, мама, братик и я –
Все мы одна большая семья.
- 2.О семье.
- Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
Дидактическая игра: «Моя семья» Слайд №11
Детям раздаются эмблемы членов семьи (мама, папа, сестра, бабушка, дедушка, брат). И на столе лежат предметы, которые они должны выбрать соответственно эмблеме. Затем дети по очереди называют этот предмет, и для чего он нужен определенному человеку из членов семьи.
Воспитатель:
Ребята, а теперь давайте вспомним, что есть у каждого дома? (Ответы детей). Правильно, у дома есть и крыша, и окна, и двери, и кухня и ещё много другого. А для чего это нужно, мы сейчас узнаем.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…» .
Сдайд №12
Крыша нужна дому для того, чтобы…
Двери нужны дому для того, чтобы…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Мебель нужна дому для того, чтобы…
Кухня нужна дому для того, чтобы…
Молодцы! Знаете что для чего нужно.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
Отгадайте загадки, и скажите о каких комнатах идет речь: Слайд №13
1.В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
2.Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будит иногда. (Спальня.)
3.В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Зал.)
4.Эта комната встречает
Всех, кто к нм приходит в дом. (Прихожая)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали!
Дидактическая игра: «Обставь комнату». Дети отгадав загадки, расставляют мебель в домике по своим комнатам. Слайд №14
А теперь я вам предлагаю, рассмотреть внимательно предметы, которые вы расставили по комнатам. Обговорить правильность расстановки мебели. (детьми).
Воспитатель: Хорошо! Вся мебель стоит на своих местах. В квартире полный порядок!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как же называют людей, которые строят дома? (Ответы детей). Конечно, это строители. И мы с вами юные строители! Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.
Подойдите все к доске. Вам надо взять по одной картинке рассмотреть ее, затем назвать профессию и сказать кто чем занимается.
Дидактическая игра «Чем занимается… ?» (по картинкам) Слайд №15
Чем занимается каменщик? (Ответы детей)
Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.
Чем занимается плотник? (Ответы детей)
Плотник делает из дерева двери, окна, деревянные лестницы.
Чем занимается электрик? (ответы детей)
Электрик прокладывает провода, чинит электрические приборы.
Чем занимается маляр? (ответы детей)
Маляр красит стены, белит потолки.
Воспитатель: Вот видите, ребята, сколько людей с разными строительными профессиями необходимо для постройки дома! Сейчас мы с вами превратимся в строителей и попробуем сами построить собственный дом!
Но для начала отдохнем.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Конструирование из строительного материала «Домик». Слайд №16
(Каждому ребенку предлагается простая схема построения домика из мелкого строительного материала, по которым они конструируют).
Воспитатель: сейчас каждый из вас получит план – схему будущего дома. И вы попробуете построить дом точно по этому рисунку.
Работа детей. Слайд №17
Сколько замечательных домов мы построили с вами! Молодцы!
Воспитатель: вот так дома у нас получились! Молодцы!
Просмотр всех полученных домов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие из вас получились строители.
— О чём мы сегодня с вами говорили? (О своём доме, какие бывают дома)
— Из какого материала бывают дома? ()
-Какие строительные профессии вспомнили.
-Какое новое слово мы узнали? Что оно означает?
— Как называют людей живущих в одном доме, в одной квартире? (семья).
Наш детский сад для нас тоже большой дом. А все мы в нем одна большая дружная семья.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
До свидания!
Методическое руководство к занятию
Тема: «Дом, в котором я живу» с презентацией.
Вид занятия: познавательно — игровое.
Тип занятия: интегрированное.
Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома;
дать представление о строительных профессиях; познакомить детей с новым словом «Общежитие».
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать у детей уважение к труду строителей;
воспитывать бережное отношение к своему дому.
Образовательные:Обогащение словаря по теме «Дом»;
расширение и обогащение знаний детей о жилище человека;
продолжатьучить детей составлять предложения, опираясь на схему;
расширить знания по теме «Семья»;
формирование представлений у детей о семье как о людях, которые живут вместе.
Развивающие: Развитие связной речи;
развитие творческих способностей, познавательных интересов, логического мышления, умения сравнивать, анализировать;
Словарь: общежитие, названия строительных профессий.
Оборудование: Картинки, крупный строительный материалы, схемы с изображением простых построек из строительного материала, картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, деревянный и кирпичный; макет квартиры; предметы: бусы, помада, фен; молоток, гвозди; пироги, фартук, носки шерстяные; учебники, тетрадь, рюкзак; погремушка, машинка, соска; газета, очки; презентация.
Предварительная работа: чтение стихов о семье, пословицы и поговорки о семье, изготовление макета квартиры.
Используемые материалы: картины с изображением домов, строительный материал, картинки с изображением строительных профессий.
Актуальность и практическая значимость – Дошкольный возраст характеризуется как несущий в себе большие не реализованные возможности в познании окружающего мира.Интегрированные занятия развивают потенциал дошкольников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, развитию логики, мышления и коммуникативных способностей.
Педагогические параметры — это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Цели и задачи достигнуты. В ходе занятия дети проявляют активность и заинтересованность.
Информационное наполнение ресурса — в презентации
Технические параметры ресурса – мультимедийные средства использованы грамотно. Презентация понятна и интересна.
Творческая составляющая ресурса – в данной презентации включаются такие виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Оригинально сплетены методы:
словесные методы: рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
наглядный (дидактические картинки, использование ТСО, рассматривание, демонстрация слайдов).
Приемы:
• вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности);
пояснение;объяснение;педагогическая оценка;беседаИгровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактические игры.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями.
Приемы
выполнение детьми игровых действий;загадывание и отгадывание загадок;создание игровой ситуации.Практические методы обучения
конструирование из крупного строительного материала по схеме.
Эстетические параметры ресурса – художественное оформление материала формирует интерес и потребность в изучении. Воспитывает любовь и интерес к слову, знакомит детей с литературой.
Здоровьесберегающая и правовая составляющая – относится к числу современных образовательных технологий. Соблюдены морально – этические и правовые нормы работы с ИКТ. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.