«Игра – азбука общения»

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

— желание вступать в контакт,

— умение организовать общение,

— знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, играми с правилами, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов его воспитания и развития. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я больше с тобой не дружу».

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные) и игры с правилами (дидактические и подвижные).

Когда малыш появляется на свет, он учиться общаться с взрослыми, знакомится с окружающим миром. К шести месяцам ребенок овладевает практически всеми навыками общения, кроме речи. Он отвечает улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Однако навык общения необходимо упражнять и оттачивать, прежде всего, в игре (например, всем известные с детства игры-забавы «Ладушки», «Идет коза рогатая» и другие).

На рубеже двух-трех лет у малыша возникает самая первая форма игры, которую психологи назвали режиссерской. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет и получил опыт ролевого поведения, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетная игра сопровождает ребенка до младшего школьного возраста, видоизменяясь и приобретая новое содержание

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развивать не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

Театрализованная игра как один из видов творческой игры является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

С развитием ребенка происходит развитие и усложнение театрализованной игры: в ясельных группах используются малые этюдные формы (игры-имитации животных, птиц), затем игры-импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общат

Особо следует остановиться на организации образовательного процесса, т.е. занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, что побуждает детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие игры -занятия предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения. Игровые задания следует подбирать от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагать подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

И еще. Все мы знаем, что развитие игровой деятельности прежде всего начинается в семье. Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр.

Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью. Это консультации, семинары-практикумы, «Дни открытых дверей», приглашение родителей играть вместе с детьми в группе.

Мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми!

Литература

1. Воспитание детей в игре/ Сост. А. К. Бондаренко, И. А. Матусик. –М., 1983.

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопр. Психологии.- 1966.- № 6.

3. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение.- М., 1975.

4. Максаков А.И., Тумакова Г. А. Учите, играя.- М., 1981.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., 1982.  

252
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!