Моделирование процесса музыкального развития дошкольников

С 01.09.2013 года, с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании», дошкольное образование становится первой обязательной ступенью общего образования. В соответствии с требованием закона разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступает в силу с 01.01.2014г и определяет целевые ориентиры развития интегративных качеств дошкольника, а именно:

  • 1.ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • 2.ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • 3.ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • 4.ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

В федеральном законе «Об образовании в РФ» и во ФГОС дошкольного образования говорится, о необходимости создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…».

Готовность педагога к инновационной деятельности является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.

Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы художественно-эстетического развития. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной

деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом. Для их решения используется

традиционная структура построения ННОД: восприятие музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмическая деятельность.

Но наш мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети, меняется современное образование. Оно станет продуктивным только с тем условием, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учётом их особенностей, потенциала и возможностей.

Помочь детям войти в мир музыки — задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры педагога-музыканта, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения организовывать и осуществлять образовательный процесс как в традиционной форме так и с использованием современных технологий, методов и приёмов, к числу которых относится моделирование.

Моделирование процесса музыкального развития дошкольников – это гибкое использование содержания методического материала и педагогических технологий в построении форм и видов музыкальной деятельности педагогом-музыкантом.

Педагоги дошкольных учреждений, моделируя образовательный процесс музыкального воспитания дошкольников, используют в своей работе различные «педагогические» технологии: игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии развивающего обучения, технологию моделирования (процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов) в образовательном процессе; технологии по музыкальному воспитанию: технология обучения игре на музыкальных инструментах, игровая технология развития исполнительских умений, технология восприятия музыки, развития песенного –творчества, фонематическая ритмика и т.д.

  • Целью использования данных инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников является:
  • развитие творческого мышления и воображения,
  • формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребенка к следующей ступени образовательного процесса, т.е. к школе,
  • создание положительной атмосферы сотрудничества ребенка со взрослыми.

Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в ней. Помочь музыкальному руководителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Хотелось бы немного больше уделить внимания одной из современных технологий обучения дошкольников – это технологии ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

В современной педагогике внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1. создание презентаций к занятиям;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ;

4. разработка и использование собственных авторских программ.

В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование ИКТ в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно. Внедряя в свою работу информационно-коммуникационные технологии, музыкальный руководитель ставит перед собой определённые задачи:

модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников;

повышение качества знаний дошкольников, уровня их воспитанности, общего и музыкального развития детей;

Оптимизация учебного процесса для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития дошкольников;

Создание базы интерактивной дидактики, презентаций, тематических слайд – шоу по всем разделам музыкального воспитания и активное использование её, как наглядность на музыкальных занятиях, тематических беседах, развлечениях и праздниках, в музыкально — дидактических играх дошкольников.

Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.

Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

В музыкальном воспитании дошкольников наиболее распространенным видом демонстрационного материала являются мультимедийные пособия – презентации, электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя).

Используя возможности различных компьютерных программ (Microsoft Power Point, ProShowProducer, audio recorder, Видеомастер и т.д. ) данные творческие модели можно использовать во всех формах музыкальной деятельности:

— на музыкальных занятиях:

§восприятие музыки;

§пение;

§музыкально-дидактические игры;

§игра на ДМИ;

§музыкально-ритмические движения.

— в других формах музыкальной деятельности:

§праздники и развлечения;

§музыка в повседневной жизни детского сада;

§музыкальное образование в семье.

Одним из более распространённых видов использования ИКТ во всех формах и видах музыкальной деятельности являются мультимедийные слайд-шоу и презентации. Обоснованность применения мультимедийных презентаций объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами. К ним относятся:

ØНаглядность и эмоциональная привлекательность

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Яркость, красочность и движение отдельных частей слайда привлекает внимание детей. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению материала, а это и является главной целью педагога.

Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным. Подготовка презентаций — серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей;

ØКомпактность

В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и ёмкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;

ØМногофункциональность

Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования.

ØДоступность

Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды в MicrosoftPowerPoint. Небольшую презентацию можно сделать за

пару часов. Также можно использовать уже готовые презентации, скачав их из интернета.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, значительно шире знакомить с окружающем миром, закреплять представления о себе, семье, обществе. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в педагогической практике. Использование компьютера в работе с детьми способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач в непосредственно образовательной деятельности. Подходы к применению компьютерных технологий в дошкольном возрасте: как дидактическое средство обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала, моделирования различных объектов и процессов, систематизации и логического упорядочения учебного материала, тренажера, контроля усвоения знаний; как средство познавательного развития ребенка.

Кроме того, в процессе замысла и создания новых заданий для занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности.

На сегодняшний день в дошкольном воспитании, в области музыкального развития дошкольников, уже существует небольшой накопленный педагогический опыт создания и применения наглядных пособий с использованием ИКТ.

239
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!