Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха».
Программное содержание:
Цель: опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Задачи:
- обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду.
- развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
- воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ); практические (проведение опытов).
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Словарная работа:
Лаборатория, прозрачный, бесцветный, невидимый.
Материал и оборудование: целлофановый пакет, миски с водой, стаканы с водой, трубочки, веера на каждого ребенка.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?
Дети: Он невидим, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? Дети: Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.
-Воспитатель: Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.
Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. — Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?
Дети: плохо.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях, и мы будем делать опыты, как настоящие учёные.
Коллеги, заседание научной лаборатории позвольте считать открытым. На повестке дня следующая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем — это доказать.
Воспитатель: Коллеги, давайте докажем что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Вот полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Воспитатель: Что теперь находится в пакете?
Дети: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет опять стал тоненьким.
Воспитатель: Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Летом на море можно увидеть как люди используют запертый воздух. Как вы думаете как?
Дети: Надувной матрас, спасательный круг.
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2.«Тонет — не тонет».(Ребенок выходит, достает из приготовленной коробки камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и кладет в миску с водой).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали?
Дети: Что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: А как мы можем доказать, что воздух есть в каждом предмете?
Опыт 3. Камень.
Воспитатель: А сейчас мы это проверим.(Достает камень и опускает в воду.)Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Опыт 4. Есть ли воздух в стаканчике?
— Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.
Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем стаканчик вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой?
Дети: Она сухая.
Воспитатель: Почему? Как вы считаете?
Дети вывод: Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.
Воспитатель: а теперь снова опустим стакан в миску с водой, но теперь немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю вам немного отдохнуть и встряхнуться.
Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду — не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Опыт 5. Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой.
Дети берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Опыт 6. Чувствуем воздух.
Воспитатель: Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете?
Дети: воздух, холодок.
Воспитатель: А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?
Дети: воздух, струю воздуха.
Дети вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
Воспитатель: Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? Дети: При помощи веера, дули на ладошки.
Воспитатель: Коллеги, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете?
Дети: тепло.
Воспитатель: А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? А мы видим воздух?
Дети: нет.
Опыт 7. Вкус воздуха.
Воспитатель: Скажите, а воздух имеет вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: Мы можем его попробовать?
Дети: да.
Воспитатель: Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?
Дети: нет.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Дети вывод: значит воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
Дети: свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться.
В стаканчике был предмет с сильным запахом. Я его убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в стаканчике.
Дети вывод: — Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Коллеги, посмотрите это что?
Дети: Муз. инструменты.
Воспитатель: Что с ними делают.
Дети: Играют.
Воспитатель: Это духовые инструменты, когда артист играет, он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, и получаются звуки.
Дети вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.
Воспитатель: Коллеги, наше научное заседание подходит к концу. Давайте ещё раз расскажем об открытиях, которые мы сделали.
Дети: — что воздух постоянно нас окружает;
— что воздух легче воды;
— что воздух есть внутри предметов;
— что воздух есть внутри людей;
— что без воздуха не возможна жизнь;
— что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
— что ветер — движение воздуха.
Воспитатель: Коллеги, вы все молодцы! Я поздравляю вас с открытиями. Нобелевская премия нам с вами обеспечена! Всем спасибо за продуктивную работу. Заседание нашей лаборатории разрешите считать закрытым.