Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов в условиях ДОУ

На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. В 273 Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая

«…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …» [1].
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни.
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по приобщению детей к национальной культуре: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через художественно-эстетическую направленность. Исходя из этого в детском саду назрела необходимость разработки программы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста с учётом национально-регионального компонента [2].
С 2014 года «Александровский детский сад «Ягодка» работал в режиме муниципальной экспериментальной площадки «Этнокультурное развитие детей
посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ», которая составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности дошкольников, и предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада. Руководителем которой являлась я, Видякина И.И. Научным консультантом являлся учитель технологии, мордовского языка, русского языка и литературы Сандин Ф.Г.
Новизна данной программы заключалась в том, что в ней были представлены материалы для экспериментальной работы по развитию национальной культуры детей посредством художественной обработки материалов, включающие в себя работу по изготовлению мотивов национального орнамента, сочетания форм, элементов, цвета, расположения узора и технику выполнения, знание названий элементов одежды на мордовском языке в технике квиллинг (бумагокручение) [3].
Предмет исследования: использование техники бумагокручения – квиллинг – в реализации этнокультурного развития детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ.
Целью эксперимента было: внедрение этнокультурного развития детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в старшей и подготовительной группах.
Задачи эксперимента:
создать условия для организации образовательного пространства с учетом этнокультурного развития детей;
расширять объем знаний об искусстве: формировать умение отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности;
развить у детей интерес к национальной культуре;
учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму;
закреплять знания названий элементов одежды на мордовском языке;
формировать у детей художественные и творческие способности на основе ознакомления обучающихся с мордовской национальной культурой;
формировать словарный запас; воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих.
Принципы, лежащие в основе эксперимента:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучаемого в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Сроки исследования: программа рассчитана на реализацию в течение трех учебных лет с 2014 по 2017 год.
Этапы реализации:
организационный;
практический;
обобщающий.
В ходе экспериментальной деятельности было составлено перспективное планирование для детей старшей и подготовительной групп. В перспективном плане работы помесячно распределены задачи работы, тематика занятий, пути достижения цели, а также формы и методы работы с детьми. Материал содержания расположен концентрически от одной возрастной группы к другой, постепенно усложняясь.
Содержание занятий
Программа рассчитана была на 3 года (с детьми старшей и подготовительной группы). Для успешного освоения программы занятия составляли для старшей группы 25 минут, для подготовительной к школе группы 30 минут. Занятия проводились в двух подгруппах, четыре раза в месяц с сентября по май во второй половине дня. На первом занятии дети знакомились и изготавливали элементы мордовского орнамента (круг, квадрат, ромб, крестик, треугольник, восьмиконечная звезда, С-образный элемент, звёздочки, крылышки, солнечный узелок, куриные лапки, квадрат с продленными сторонами и углами) [2]. На втором занятии дети учились украшать и чередовать мотивы национального орнамента на салфетке, полотенце, платочке, новогодней ёлочке, дорожке, варежке, переднике, кокошнике, мордовской рубахе и т.д. [2]. Для занятий этим видом требовалось совсем немного материала: цветная двухсторонняя бумага, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеёнка, инструменты для квиллинга [3]. Материалы доступны и недорогие, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками.
Работая по данной программе, дети научились различным приемам работы с бумагой, расширили объем знаний об искусстве: сформировали умение отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности, активно развивали интерес к национальной культуре, учились передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму, научились называть элементы одежды на мордовском языке; художественные и творческие способности на основе ознакомления обучающихся с мордовской национальной культурой,
сформировали словарный запас, проявили интерес к мордовской народной культуре, стремились научиться создавать изделия, радующие окружающих.
С работами наших детей мы постоянно принимали участие в муниципальных, районных, республиканских конкурсах: «Бабань парь», «Мы любовью маминой согреты», Креативная ёлка», «Зимняя фантазия».
Были проведены открытые занятия на районных методических объединениях среди педагогических работников дошкольного образовательного учреждения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия «В поисках птицы-Счастья», «Сёксень вастовома», открытое занятие для молодых педагогов ДОУ «Подснежники для Алдуни».
Также проведены мастер-классы для учащихся МОУ «Александровская СОШ», для педагогических работников дошкольного образовательного учреждения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Был проведен мастер-класс в Александровской сельской библиотеке в творческом клубе «Светлана», руководителем которой является Зотова Н.П.
Данный опыт работы постоянно распространялся на республиканских, районных методических объединениях, конференциях, заседаниях кафедры воспитателей. В 2015 году детские работы были выставлены в Эстонии в художественной галерее, также выставлялись на выставке прикладного и изобразительного искусства, проводимой в рамках XIX, ХХ Республиканского фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», «День работников сельского хозяйства», на IV районном фестивале-конкурсе мордовской песни «Кайгоза шачем масторозень мороц!».
Работая по данной теме, размещала материалы для публикации на сайты: МКУЦИМОУ Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, Дистанционном образовательном портале «Продлёнка» Prodlenka.org, МAAM, на сайте Александровского детского сада, Профессиональное сообщество работников ДО, Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Подводя итоги проделанной работы, мы видим, анализ продуктов детской деятельности и проведённый анализ её результатов позволяет говорить о целесообразности проведённой работы.
Тем самым все поставленные задачи были выполнены. У детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений рук. Знают основные геометрические формы при изготовлении базовых элементов мордовского орнамента (квадрат, круг, ромб, крестик, треугольник, восьмиконечная звезда, С-образный элемент, звёздочки, крылышки, растительный орнамент(завиток), солнечный узелок. Умеют следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий. Умение изготавливать базовые элементы мордовского орнамента и наклеивать на основу. Умеют чередовать элементы мордовского орнамента. Составляют законченную композицию из базовых элементов мордовского орнамента [2].
Как результат проведенной работы мы видим, что дети, участвовавшие в эксперименте, являются победителями и призёрами всероссийских и международных интернет конкурсов: «Таланты России», «Одарённые дети»,
«Мир одарённости», «Талантливая Россия 2016», «Сказочные фантазии»,
«Гениальные дети».
Таким образом, мы формируем у детей интерес, любовь к Родному краю, национальной культуре и учим создавать национальный колорит, необычным способом используя современную технику бумагокручения – квиллинг.
Литература
1.Федеральныйзакон№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации».
2.Мы в Мордовии живем: примерн. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева и др.– Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
3.Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо-Пресс, 2009. – 64 с.
156
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!