Познавательно - развлекательное мероприятие "Страна Доброты и Вежливости"
Познавательно – развлекательное мероприятие «Страна Доброты и Вежливости»
Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость».
Оборудование: словарь Ожегова, наглядность на доске, листочки с заданиями, карточки со словами, детали для аппликации, мультимедийный проектор, фонограмма:«Дорогою добра», «Солнечный круг», «Если добрый ты».
Форма проведения: путешествие
Ход мероприятия:
- Орг. момент. (Звучит музыка)
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
— Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
2. Вступительное слово.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Волшебства. Эту страну мы назовем сами.
В этом городе люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
Ребята, наверное, вы уже догадались. Как она называется?
Дети: Страна «Доброты и Вежливости».
(Открывается доска, на ней – карта «Доброты и Вежливости»)
Поставим задачи перед собой:
- Научимся применять знания к изученному материалу.
- Контролировать УУД.
- Оценивать себя и товарищей.
3. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а что такое — ДОБРОТА? С чего она начинается?
Объяснение детей, как они понимают это слово.
-Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.
— Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
-Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Воспитатель: А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)
Доброта — отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.
Добрый человек — делающий добро другим, хороший, честный.
Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
ДобротаУченик 1: Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Ученик 4:
Где красота — там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём,
Ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись.
Ты добротою поделись
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
а) Город «Народной мудрости»
Воспитатель: Мы начинаем наше путешествие с первого города — города «Народной мудрости». На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте.
Вы должны соединить начало и конец пословицы стрелочкой с помощью маркера. ( Работа в парах).
Добрые дела красят человека.
Про доброе дело говори смело.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово и кошке приятно
Воспитатель: Как вы понимаете последнюю пословицу?
Дети:
Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, с этим сложным заданием вы справились, и я думаю, вы запомнили для себя пословицы о доброте. Можно идти дальше.
б) «Музыкальный» город
Воспитатель: А теперь мы с вами попали в музыкальный город, и нам нужно спеть песню о доброте. Ребята, а какие песни о доброте вы знаете?
Дети:
Воспитатель: Ребята, давайте исполним песню из мультфильма «День рождение кота Леопольда» «Если добрый ты».
(Исполняется песня)
Воспитатель: А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова (доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.
Воспитатель: Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Дети. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают:
Воспитатель: А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)Воспитатель:Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Дети. Нет.
Воспитатель: Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
А теперь, ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко»
Есть, друзья, игра для вас, я начну ее сейчас.
Я начну, вы продолжайте
Хором дружно отвечайте.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… .(спасибо).
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… .(добрый день).
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… .(спасибо).
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… .(простите, пожалуйста).
5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… .(здравствуйте).
6. Во всех странах на прощанье говорят… .(до свидания).
Воспитатель: Как называются слова, которые вставляли?
Дети: Волшебные, вежливые слова.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)
в) Город «Вежливых людей»
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в город вежливых людей. А что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?
. Словарная работа
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)
Воспитатель: Какие слова вам приятно слышать от других людей?
Дети: Добрые, вежливые.
Воспитатель: Как мы должны произносить вежливые слова?
Дети: С улыбкой, искренне, теплотой, добротой.
Воспитатель: Вежливый человек обычно злой или добрый?
Дети: Вежливый человек добрый.
Воспитатель: Много волшебных слов в нашем богатом русском языке. Но важнее всего не только их знать, а правильно и достойно вести себя в разных ситуациях. В обращении с взрослыми надо быть внимательными, добрыми, вежливыми. Со своими сверстниками, друзьями, одноклассниками не грубите, не называйте друг друга обидными прозвищами. Не стесняйтесь сказать «Простите, пожалуйста», если кого-то обидели.
А сейчас, я хочу, чтобы вы послушали частушки, которые приготовили для вас ученики старших классов.
Исполняются частушки.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите плясуны.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут».
Говорит лентяйке мать:
— Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала»
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Витя очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «Здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Мы весёлые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из вас.
Воспитатель: Я думаю, что наше занятие поможет вам стать хорошими людьми: что-то вы непременно запомнили, над чем-то задумались. И если вы что-то решите изменить в своём поведении, пусть вам ещё раз помогут советы детского писателя С.Я. Маршака.
Группа учеников читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И, ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И, ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И, ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик.
И, право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
«Спасибо!» — говорил
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите.
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
г) Город «Отдохни-ка».
Воспитатель: Вот мы и дошли до города «Отдохни-ка». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в этом городе?
Игра-тренинг «Страна добра».
Воспитатель: Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении страну доброты и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как она согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всю доброту и хорошее настроение этой страны внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.
д) Город «Волшебных слов».
Воспитатель: Следующий город — город Волшебных слов. Здесь, ребята, я проверю, какие волшебные слова вы знаете. Игра так и называется – «Знаешь ли ты волшебные слова?»
В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны на доске. А вот лепестки пока у меня на столе. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.
(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините)
Воспитатель: Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в Стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.
Воспитатель: Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
е) Остановка «Доброты и Вежливости»
Воспитатель: Вот мы и дошли до конечной остановки, преодолев все препятствия.Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Каждое ваше доброе дело – это капелька добра, но в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки добра, ручейки — в реку, реки в огромный океан Добра.
Давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:
Плохо — хорошо
Зло – добро
Война — мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь — правда
Предательство — преданность
Воспитатель: Чтобы победить зло, надо, чтобы добра было больше, чтобы не было в жизни понятий, поступков, которые называют слова первого столбика, и чтобы в нашей жизни были только слова и поступки второго столбика.
Воспитатель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее дело.
(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация).
Воспитатель: Как мы назовем эту картину?
Дети: «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Мир».
Воспитатель: Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?
Дети: Делать добро очень приятно и радостно
4.Заключительная часть. Итог.
Воспитатель: А по какой стране мы сегодня путешествовали?
— Что такое доброта?
— Что такое вежливость?
— Что больше всего понравилось?
Дети: Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, и мы вспомнили много хорошего, доброго и полезного.
У вас есть сердечки на партах. Нарисуйте на них эмблему, которой вы покажете своё настроение к сегодняшнему занятию (весёлую рожицу, солнышко, улыбку, цветочек ...)
( Звучит музыка «Солнечный круг»)
Воспитатель: Ребята, поднимите сердечки те, у кого сегодня хорошее настроение.
Тогда я вам хочу сказать на прощание:
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по делам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!