Познавательно - развлекательное мероприятие "Страна Доброты и Вежливости"

Познавательно – развлекательное мероприятие «Страна Доброты и Вежливости»

Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость».

Оборудование: словарь Ожегова, наглядность на доске, листочки с заданиями, карточки со словами, детали для аппликации, мультимедийный проектор, фонограмма:«Дорогою добра», «Солнечный круг», «Если добрый ты».

Форма проведения: путешествие

Ход мероприятия:

  1. Орг. момент. (Звучит музыка)

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

— Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

2. Вступительное слово.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну Волшебства. Эту страну мы назовем сами.

В этом городе люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
Ребята, наверное, вы уже догадались. Как она называется?
Дети: Страна «Доброты и Вежливости».

(Открывается доска, на ней – карта «Доброты и Вежливости»)

Поставим задачи перед собой:

  1. Научимся применять знания к изученному материалу.
  2. Контролировать УУД.
  3. Оценивать себя и товарищей.

3. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а что такое — ДОБРОТА? С чего она начинается?

Объяснение детей, как они понимают это слово.

-Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

— Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

-Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Воспитатель: А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)

Доброта — отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.

Добрый человек — делающий добро другим, хороший, честный.

Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
ДобротаУченик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Ученик 4:

Где красота — там доброта,

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днём,

Ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ты добротою поделись.

Ты добротою поделись

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

а) Город «Народной мудрости»

Воспитатель: Мы начинаем наше путешествие с первого города — города «Народной мудрости». На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте.

Вы должны соединить начало и конец пословицы стрелочкой с помощью маркера. ( Работа в парах).

Добрые дела красят человека.
Про доброе дело говори смело.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово дороже богатства.

Доброе слово и кошке приятно

Воспитатель: Как вы понимаете последнюю пословицу?

Дети:

Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, с этим сложным заданием вы справились, и я думаю, вы запомнили для себя пословицы о доброте. Можно идти дальше.

б) «Музыкальный» город

Воспитатель: А теперь мы с вами попали в музыкальный город, и нам нужно спеть песню о доброте. Ребята, а какие песни о доброте вы знаете?

Дети:

Воспитатель: Ребята, давайте исполним песню из мультфильма «День рождение кота Леопольда» «Если добрый ты».

(Исполняется песня)

Воспитатель: А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова (доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.

Воспитатель: Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?
Дети. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Дети отвечают:
Воспитатель: А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)Воспитатель:Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Дети. Нет.
Воспитатель: Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

А теперь, ребята, поиграем в игру «Доскажи словечко»

Есть, друзья, игра для вас, я начну ее сейчас.

Я начну, вы продолжайте

Хором дружно отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… .(спасибо).

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… .(добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… .(спасибо).

4. Когда нас бранят за шалости, говорим… .(простите, пожалуйста).

5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… .(здравствуйте).

6. Во всех странах на прощанье говорят… .(до свидания).

Воспитатель: Как называются слова, которые вставляли?

Дети: Волшебные, вежливые слова.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)

в) Город «Вежливых людей»

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в город вежливых людей. А что же такое вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?

. Словарная работа

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)

Воспитатель: Какие слова вам приятно слышать от других людей?

Дети: Добрые, вежливые.

Воспитатель: Как мы должны произносить вежливые слова?

Дети: С улыбкой, искренне, теплотой, добротой.

Воспитатель: Вежливый человек обычно злой или добрый?

Дети: Вежливый человек добрый.

Воспитатель: Много волшебных слов в нашем богатом русском языке. Но важнее всего не только их знать, а правильно и достойно вести себя в разных ситуациях. В обращении с взрослыми надо быть внимательными, добрыми, вежливыми. Со своими сверстниками, друзьями, одноклассниками не грубите, не называйте друг друга обидными прозвищами. Не стесняйтесь сказать «Простите, пожалуйста», если кого-то обидели.

А сейчас, я хочу, чтобы вы послушали частушки, которые приготовили для вас ученики старших классов.

Исполняются частушки.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

— Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут.

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать.

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала»

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может всё он смастерить,

Только «Здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Мы весёлые частушки

Вам исполнили сейчас,

О себе, о дружбе нашей

И о кое-ком из вас.

Воспитатель: Я думаю, что наше занятие поможет вам стать хорошими людьми: что-то вы непременно запомнили, над чем-то задумались. И если вы что-то решите изменить в своём поведении, пусть вам ещё раз помогут советы детского писателя С.Я. Маршака.

Группа учеников читают стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И, ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И, ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И, ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик.

И, право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

«Спасибо!» — говорил

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите.

г) Город «Отдохни-ка».

Воспитатель: Вот мы и дошли до города «Отдохни-ка». Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в этом городе?

Игра-тренинг «Страна добра».

Воспитатель: Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении страну доброты и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как она согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всю доброту и хорошее настроение этой страны внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.

д) Город «Волшебных слов».

Воспитатель: Следующий город — город Волшебных слов. Здесь, ребята, я проверю, какие волшебные слова вы знаете. Игра так и называется – «Знаешь ли ты волшебные слова?»

В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны на доске. А вот лепестки пока у меня на столе. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.

(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините)

Воспитатель: Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в Стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.

Воспитатель: Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

е) Остановка «Доброты и Вежливости»

Воспитатель: Вот мы и дошли до конечной остановки, преодолев все препятствия.Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Каждое ваше доброе дело – это капелька добра, но в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручейки добра, ручейки — в реку, реки в огромный океан Добра.

Давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо — хорошо

Зло – добро

Война — мир

Жадность- щедрость

Грубость – вежливость

Жестокость – ласка

Ложь — правда

Предательство — преданность

Воспитатель: Чтобы победить зло, надо, чтобы добра было больше, чтобы не было в жизни понятий, поступков, которые называют слова первого столбика, и чтобы в нашей жизни были только слова и поступки второго столбика.

Воспитатель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация).

Воспитатель: Как мы назовем эту картину?

Дети: «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло», «Мир».

Воспитатель: Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Дети: Делать добро очень приятно и радостно

4.Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: А по какой стране мы сегодня путешествовали?

— Что такое доброта?

— Что такое вежливость?

— Что больше всего понравилось?

Дети: Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, и мы вспомнили много хорошего, доброго и полезного.

У вас есть сердечки на партах. Нарисуйте на них эмблему, которой вы покажете своё настроение к сегодняшнему занятию (весёлую рожицу, солнышко, улыбку, цветочек ...)

( Звучит музыка «Солнечный круг»)

Воспитатель: Ребята, поднимите сердечки те, у кого сегодня хорошее настроение.

Тогда я вам хочу сказать на прощание:

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по делам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

634
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!