"Организация физического воспитания в семье (по плану школы здоровья для детей)"

Люди по-разному понимают, что такое счастье.

Но в большинстве своём мы счастливы, когда здоровы и веселы наши дети.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм (мозаика, лото и т. д.). При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в этом случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении; дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.
А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Старший дошкольный возраст (5-7лет) – период интенсивного формирования двигательных навыков.
Движения детей становятся более осознанными точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий.
Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:
— совместные игры с взрослыми и сверстниками, причём на первый план выходят игры с элементами соревнований и командные, в которых от игроков требуется четкое соблюдение правил и ориентировка на общий выигрыш;
— стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.
В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам – и одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.
Желание родителей видеть своих детей умелыми ловкими грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетнему ребёнку приобретают двухколёсный велосипед и роликовые коньки, ласты и т. д., но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удаётся.
И вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относятся: мяч, скакалка и мишень с дротиками (дартс).
Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений двигательной реакции. Для девочки шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм «больших девочек школьниц», а значит, возможность быть в совместные игры с ними.
Даже является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать-безопасный дартс (с шариками на липучках или магнитными дротиками, а затем перейти к играм с настоящими дротиками-стрелками).
Основное значение игры в дартс – развитие глазомера и меткости ребёнка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений тренировка выдержки, внимания быстроты реакции.
Без мяча жизнь ребёнка была бы тусклой и бедной. Именно мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей умений действовать по сигналу и согласованию своих действий с действиями других участников игры.
Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата.
Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость.
Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.
Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д. Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног.
С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажёры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.
Для ребенка 4—7 лет советуем приобрести какой-нибудь спортивно-игровой комплекс («Крепыш», «Забава») или самим оборудовать физкультурный уголок и постепенно дополнять его разными пособиями. На комплексе можно выполнять самые разнообразные движения: лазанье по канату, под весной лестнице; висы на перекладине, кольцах; качание на качелях и вертикальных лианах; удерживание равновесия на наклонной лесенке. При этом занятия могут носить сюжетно — игровой характер: «Поездка на парусном корабле», «Кругосветное путешествие», «Мы — спортсмены» и т.д. Это привлекает детей, создает у них положительный эмоциональный настрой, в результате чего они постепенно овладевают новыми и более сложными видами движений. По мере формирования двигательных навыков и расширения интересов ребенка спортивный уголок следует пополнять более сложными пособиями различного назначения. Так, целесообразно приобрести пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.
Большое значение для правильного физического воспитания детей семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный рeжим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает, систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет. Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», — гласит пословица. Однако ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения, своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима — днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что, прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл. И систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.
Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка. Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды – нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.
Однако прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр. С чего же начинается физическое воспитание?
Прежде всего, выпишите на отдельный лист режим, и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие-либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др., то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации).
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья — это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.
234
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!