Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Целью патриотического воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.

Исходя из этого работа по данному направлению включает комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.


Содержание патриотического воспитания дошкольников:

1. Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

2. Знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с селом, его историей, выдающимися гражданами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.

3. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

 МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников. Данная работа разбита на следующие блоки: «Моя семья», «Наше село», «Моя Мордовия», «Россия – Родина моя», «Веками будет помниться победа», «Работа с родителями».

1 блок «Моя семья»

Начинаем с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребёнок. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка» (знаменательные жизненные вехи, достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо». Для полноты восприятия детьми «путешествия по времени» родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие – коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно…», «Устаревшие предметы быта, техники», «Юбилейные и старинные монеты», «Старинные ёлочные игрушки», «Часы», «Куклы», «Детские фотографии мамы и папы», «Календарики», «Открытки», «Фантики» и др.

В нашей ДОУ ежегодно каждая семья принимает участие в осенней выставке творческих работ из природного материала. Новая музейная экспозиция стала продолжением выставочных традиций детского сада.

В рамках патриотического воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, уважаемым в обществе, социуме. В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеороликов, послушать в музее дошкольного учреждения рассказы приглашенных гостей, задать им вопросы, рассмотреть форменную одежду, приборы или специальные атрибуты, знаки отличия, которые можно трогать. При активном участии родителей в группах создаётся книга «Есть такая профессия», в ней собраны фотографии, рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях.

2 блок «Наше село»

Ознакомлению с селом детям помогли экскурсии: в школу – экспозиции «Музей боевой славы», к памятнику, в библиотеку, на почту; туристические походы: на лесную поляну и к озеру за селом; целевые прогулки: к мостику над маленькой речкой, по аллее. Большое значение имеют поездки выходного дня и прогулки детей с семьёй. В результате сотрудничества с родителями мы создали обзорную фотоэкспозицию села. Наши дети знают свой домашний адрес, в группе учатся «путешествовать» по карте села, района.

3 блок «Моя Мордовия»

На реализацию национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия направлена программа «Валдоня» («Светлячок»). Она построена на образцах традиционной и современной культуры мордовского народа.

Программа «Валдоня» нацелена на решение целого ряда задач. Это формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире.

— На занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках знакомим детей с произведениями устного народного творчества, с музыкальным фольклором Мордовии.

— Для ознакомления детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в нашем детском саду создана «Мордовская изба», где собрана старинная мебель, посуда, орудия труда, национальные костюмы.

— Также в нашем детском саду организована кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к Мордовской народной культуре.

— Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники детского сада создали в группах уголки мордовской культуры, которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у дошкольников и родителей.

В детском саду дети узнали историю Республики Мордовия, герб, флаг, могут назвать современных руководителей республики.

4 блок «Россия – Родина моя»

Содержание данного блока включает в себя знакомство детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами.

На занятиях и в процессе бесед у детей формируется представление о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России. Дети знакомятся с российскими символами (флаг, герб, гимн), с картой России; оформлен патриотический уголок с российской символикой. Дети знают имя российского президента.

В детском саду организован и продуктивно существует кружок «Ложкари».

Дети с удовольствием посещают сельскую библиотеку, где расположен мини-музей исторического быта России. Проводятся празднование праздников народного календаря: «Рождество», «Масленица», «Светлое воскресенье — Пасха» и др. Так же традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День России», «День защиты детей» и т.п.

5 блок «Веками будет помниться победа».

Данный блок запланирован с целями: формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне; воспитание чувства гордости за мужество и патриотизм российских воинов в Афганистане, Чечне, уважения к Российской Армии, военнослужащим, желание быть на них похожими.

Для достижения этого детском саду создана предметно-развивающая среда. Воспитатели проводят познавательные беседы о Великой Отечественной войне, о героизме солдат, о тружениках тыла и об участии жителей села в военных действиях.

Детям интересна тема войны, но все равно мы видели, что им было тяжело перенестись от современности к тем далеки годам. Обратились к помощи родителей, бабушек и дедушек. Оказалось, что война коснулась практически каждой семьи. Родители и дети принесли фотографии, готовили сообщения о своих прадедах и прабабушек.

Но не только участники Великой Отечественной войны достойны уважения и памяти. Молодые ребята, наши односельчане, принимали участие в боевых действиях в Чечне, Афганистане. Они тоже не забыты. В честь погибшего солдата В. Корнишина в нашем селе названа улица, на Атемарской средней школе висит мемориальная доска.

В рамках данного блока проводятся мероприятия ставшие уже традиционными в нашем детском саду:

— «Богатыри Земли Русской» — ко дню защиты Отечества.

Дети девятого мая выступают на митинге у вечного огня в рамках акции «Вахта памяти».

— Подготовлены мини–проекты «Письма с фронта», «Наши бойцы».

Проводили экскурсии в школьный музей: «Герои тыла», «Боевые награды», «Дети войны».

Дети узнали о людях прославивших себя и наше село своими ратными подвигами.

6 блок «Работа с родителями»

Комплексная система по патриотическому воспитанию сложившаяся в нашем детском саду охватывает различные формы работы с родителями.

— Родительские собрания

«Роль семьи в воспитании маленького гражданина»;

«Патриотическое воспитание дошкольников».

— Экскурсии и прогулки с целью знакомства с историческими местами.

— Посещение краеведческого музея.

— Праздники и развлечения.

-Вечера встреч с представителями различных профессий, участниками боевых действий.

— Туристические походы.

— Выставки детских работ, творческих работ родителей.

Взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить патриотические представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом. Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Проводимая в нашем детском саду работа позволяет удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также научили их гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия

290
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!